Четверть родителей в России – «за» инклюзию
3 сентября 2021

Такое образование должно стать нормой – уверены эксперты.

Недавно интернет «взорвал» видеоролик: женщина требовала увести с детской площадки ребят с особенностями развития, так как они якобы пугали ее внучку. Ситуацию обсуждали бурно – бабушку обвиняли в жестокости.

Как же на самом деле родители относятся к особенным детям? Хотят ли и готовы они видеть их в одних группах в садах классах и в школе со своими «обычными» детьми?

Мы посмотрели на тему инклюзии глазами родителей нормотипичных детей, а также вместе с проектом Дети Mail.ru исследовали отношение к инклюзивному образованию мам и пап в нашей стране.  

В опросе приняли участие 37 000 интернет-пользователей, среди которых 3 000 – родители детей с особенностями развития.

Главное, что выяснилось:

  • 25% родителей школьников положительно относятся к появлению в их классе ребенка с особенностями развития.
  • При этом 59% считают, что информации о том, как общаться с такими детьми – недостаточно.

У родителей нормотипичных детей неоднозначное отношение к инклюзии:

  • половина опрошенных (51,22%) нейтрально отнесутся к тому, что в классе появится ребенок с потребностями;
  • 25,4% – положительно;
  • 23,38% – отрицательно;
  • 13% родителей рассказали, что в их классе уже есть ребенок с особенностями развития;
  • у 73,47% опрошенных таких детей в классе нет,
  • 13% затруднились ответить;
  • 3,87 % ответили, что в школе уже был опыт совместного обучения.

Родители, которые положительно отнесутся к особенному ребенку, рассказали, что:

  • инклюзия позволит научить толерантности и добру (35,72%);
  • позволит узнать, как общаться с детьми с потребностями (21,86%);
  • детям с особыми потребностями важно учиться и развиваться в социуме (29,94%).

Из тех родителей, кто отрицательно относится к инклюзии, 32,58% считают, что дети с особенностями должны учиться отдельно:

  • 25,4% боятся ухудшения качества образования;
  • 28,45% считают, что у психологов и педагогов нет достаточного опыта для инклюзивного обучения;
  • 3,42% уверены, что не смогут объяснить своему ребенку как правильно общаться с такими детьми;
  • 6,42% боятся, что ребенок с особенностями развития может напугать их собственных детей.

Также мы опросили родителей детей с особенностями развития. Они считают, что система российского образования пока не готова к обучению особых:

  • большинство родителей особенных детей (53,49%) уверены, что их детям сложнее получить доступ к среднему образованию;
  • 20,27% считают, что такого доступа нет или почти нет,
  • 15,61% ответили что у всех детей равные возможности.

По мнению 36,21% опрошенных родителей, которые воспитывают ребенка с особенностями:

  • 21,93% утверждают, что школа готова, но нет специалистов и зоны сенсорной разгрузки,
  • 16,61% напротив считают что готова, так как в штате есть специалисты,
  • 10,96% ответили, что их школа реализует программу инклюзивного образования в течение нескольких лет.

Отдельный блок вопросов касался проблемы социализации и общения детей в обществе. 

Родителям предложили рассказать об отношении окружающих к их детям и задали вопрос:

«С какими ситуациями на детской площадке или в другом общественном месте вы сталкивались?»
  • 29,24% родителей детей с особыми потребностями сталкивались с тем, что родители других детей не понимают, как общаться с их ребенком и что сказать своему;
     
  • 33,55 % видели, что родители детей без особенностей объясняли ребенку, что все дети разные и как можно дружим с особенными детьми;
     
  • 11,63% сталкивались с тем, что родители норматипичных детей при встрече на детской площадке или в другом общественном месте пытались увести своего ребенка;
     
  • 4,32% сталкивались с тем, что их просили увести особенного ребенка с площадки.
Обе категории родителей, рассказали, что информации о том, как общаться с особенными детьми, по-прежнему недостаточно.

«Важно сделать инклюзию нормой»

Александра Бабкина, директор по социальным проектам Mail.ru Group, руководитель сервиса Добро Mail.ru

«Данные исследования Mail.ru Group показывают, что инклюзия перестает быть понятием, к которому родители детей без особенностей развития относятся резко негативно.

В этом, безусловно, заслуга некоммерческих организаций, которые отстаивают права детей с особыми образовательными потребностями, готовят тьюторов, которые сопровождают обучение детей, содействуют внедрению инклюзии в школах, а также медиа, которые в случае дискриминации человека с инвалидностью говорят о том, что она недопустима.

Но в то же время у многих родителей остаются вопросы о том, не ухудшится ли качество обучения их детей, если в класс придут девочки и мальчики с инвалидностью, с расстройством аутистического спектра или синдромом Дауна, справятся ли школьные учителя и психологи.

Как показывает опрос, 59% считают, что информации о том, как общаться с детьми с особенностями развития – недостаточно. Поэтому очень важно, чтобы медиа вместе с НКО продолжали рассказывать о том:

  • как не нарушить границы другого,
  • как взрослым общаться с людьми с особенностями (ведь дети повторяют за родителями),
  • как спокойно и правильно отвечать на вопросы ребенка о том,
  • почему мальчик или девочка двигаются или воспринимают мир иначе.

Совместные усилия и открытость помогут сделать инклюзию нормой в нашем обществе».

Давайте вместе поддержим десятки особых мальчиков и девочек, а также их родителей! Вот несколько важных проектов, где мы можем помочь:

Фото представлены фондами «Мархамат», «Журавлик», «Гольфстрим», «Синдром любви», центром «Йом-йом».

Спасибо за подписку!
Теперь вы первыми узнаете о самых важных проектах Добра.
Любите добро?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!