Недавно интернет «взорвал» видеоролик: женщина требовала увести с детской площадки ребят с особенностями развития, так как они якобы пугали ее внучку. Ситуацию обсуждали бурно – бабушку обвиняли в жестокости.
Как же на самом деле родители относятся к особенным детям? Хотят ли и готовы они видеть их в одних группах в садах классах и в школе со своими «обычными» детьми?
Мы посмотрели на тему инклюзии глазами родителей нормотипичных детей, а также вместе с проектом Дети Mail.ru исследовали отношение к инклюзивному образованию мам и пап в нашей стране.
В опросе приняли участие 37 000 интернет-пользователей, среди которых 3 000 – родители детей с особенностями развития.
Главное, что выяснилось:
- 25% родителей школьников положительно относятся к появлению в их классе ребенка с особенностями развития.
- При этом 59% считают, что информации о том, как общаться с такими детьми – недостаточно.
У родителей нормотипичных детей неоднозначное отношение к инклюзии:
- половина опрошенных (51,22%) нейтрально отнесутся к тому, что в классе появится ребенок с потребностями;
- 25,4% – положительно;
- 23,38% – отрицательно;
- 13% родителей рассказали, что в их классе уже есть ребенок с особенностями развития;
- у 73,47% опрошенных таких детей в классе нет,
- 13% затруднились ответить;
- 3,87 % ответили, что в школе уже был опыт совместного обучения.
Родители, которые положительно отнесутся к особенному ребенку, рассказали, что:
- инклюзия позволит научить толерантности и добру (35,72%);
- позволит узнать, как общаться с детьми с потребностями (21,86%);
- детям с особыми потребностями важно учиться и развиваться в социуме (29,94%).
Из тех родителей, кто отрицательно относится к инклюзии, 32,58% считают, что дети с особенностями должны учиться отдельно:
- 25,4% боятся ухудшения качества образования;
- 28,45% считают, что у психологов и педагогов нет достаточного опыта для инклюзивного обучения;
- 3,42% уверены, что не смогут объяснить своему ребенку как правильно общаться с такими детьми;
- 6,42% боятся, что ребенок с особенностями развития может напугать их собственных детей.
Также мы опросили родителей детей с особенностями развития. Они считают, что система российского образования пока не готова к обучению особых:
- большинство родителей особенных детей (53,49%) уверены, что их детям сложнее получить доступ к среднему образованию;
- 20,27% считают, что такого доступа нет или почти нет,
- 15,61% ответили что у всех детей равные возможности.
По мнению 36,21% опрошенных родителей, которые воспитывают ребенка с особенностями:
- 21,93% утверждают, что школа готова, но нет специалистов и зоны сенсорной разгрузки,
- 16,61% напротив считают что готова, так как в штате есть специалисты,
- 10,96% ответили, что их школа реализует программу инклюзивного образования в течение нескольких лет.
Отдельный блок вопросов касался проблемы социализации и общения детей в обществе.
Родителям предложили рассказать об отношении окружающих к их детям и задали вопрос:
«С какими ситуациями на детской площадке или в другом общественном месте вы сталкивались?»
- 29,24% родителей детей с особыми потребностями сталкивались с тем, что родители других детей не понимают, как общаться с их ребенком и что сказать своему;
- 33,55 % видели, что родители детей без особенностей объясняли ребенку, что все дети разные и как можно дружим с особенными детьми;
- 11,63% сталкивались с тем, что родители норматипичных детей при встрече на детской площадке или в другом общественном месте пытались увести своего ребенка;
- 4,32% сталкивались с тем, что их просили увести особенного ребенка с площадки.
Обе категории родителей, рассказали, что информации о том, как общаться с особенными детьми, по-прежнему недостаточно.
«Важно сделать инклюзию нормой»
Александра Бабкина, директор по социальным проектам Mail.ru Group, руководитель сервиса Добро Mail.ru
«Данные исследования Mail.ru Group показывают, что инклюзия перестает быть понятием, к которому родители детей без особенностей развития относятся резко негативно.
В этом, безусловно, заслуга некоммерческих организаций, которые отстаивают права детей с особыми образовательными потребностями, готовят тьюторов, которые сопровождают обучение детей, содействуют внедрению инклюзии в школах, а также медиа, которые в случае дискриминации человека с инвалидностью говорят о том, что она недопустима.
Но в то же время у многих родителей остаются вопросы о том, не ухудшится ли качество обучения их детей, если в класс придут девочки и мальчики с инвалидностью, с расстройством аутистического спектра или синдромом Дауна, справятся ли школьные учителя и психологи.
Как показывает опрос, 59% считают, что информации о том, как общаться с детьми с особенностями развития – недостаточно. Поэтому очень важно, чтобы медиа вместе с НКО продолжали рассказывать о том:
- как не нарушить границы другого,
- как взрослым общаться с людьми с особенностями (ведь дети повторяют за родителями),
- как спокойно и правильно отвечать на вопросы ребенка о том,
- почему мальчик или девочка двигаются или воспринимают мир иначе.
Совместные усилия и открытость помогут сделать инклюзию нормой в нашем обществе».
Давайте вместе поддержим десятки особых мальчиков и девочек, а также их родителей! Вот несколько важных проектов, где мы можем помочь:
- Благотворительная организация «Журавлик» собирает деньги, чтобы оплачивать работу тьюторов для детей с аутизмом. Мы хотим помочь ребятам лучше понимать себя и окружающих, общаться и учиться новому. Внутренний мир особых детей огромный и прекрасный – пусть ребята не боятся его раскрыть!
- Вместе с фондом «Мархамат» мы собираем деньги на оплату занятий для Богдана и других детей, которым сложно выражать себя, общаться и говорить. Специалисты помогают ребятам учиться новому, открывать в себе таланты и знакомиться с миром. Пусть у мальчиков и девочек будет яркое детство!
- Самая большая мечта Степиной мамы – знать, что ее сын может жить самостоятельно. У мальчика аутизм, и многое ему ему непросто: общаться, понимать других, выражать себя... Вместе с фондом «Гольфстрим» мы собираем деньги на оплату работы специалистов, которые занимаются со Степой и другими особыми ребятами. Давайте подарим им счастливое детство и успешное будущее!
- Вместе с фондом «Открыть мир» мы собираем деньги на ремонт кабинета для занятий подростков с аутизмом. Преподаватели хотят помочь ребятам становиться самостоятельнее: готовить, делать уборку, ходить за продуктами… Давайте поддержим детей, которым сложно общаться и раскрывать свой внутренний мир, учиться всему тому, что нужно во взрослой жизни.
- Благотворительный фонд «Синдром любви» собирает деньги на регулярные занятия для 120 детей с синдромом Дауна и их родителей. В фонде уверены: дети с синдромом Дауна способны научиться многому. Главное – помочь им в этом.
- Вместе с фондом «Прекрасное далеко» мы собираем деньги, чтобы оплачивать занятия с логопедами для детей с особенностями здоровья. Давайте поможем особым ребятам верить в себя, принимать себя, учиться выражать свои мысли и чувства, а главное – расти счастливыми!
- Фонд «Искорка надежды» собирает деньги, чтобы оплачивать работу педагогов, которые занимаются с особыми детьми. Ребята хотят общаться и дружить. Нельзя, чтобы они всю жизнь оставались за «ширмой» своих диагнозов!
- Мальчикам и девочкам с синдромом Дауна часто трудно общаться, так как у них может не получаться правильно проговаривать слова. Из-за этого они стесняются и замыкаются в себе. Театральная мастерская фонда «Даунсайд Ап» помогает ребятам победить комплексы. Мы собираем деньги, чтобы мастерская работала.
Фото представлены фондами «Мархамат», «Журавлик», «Гольфстрим», «Синдром любви», центром «Йом-йом».