Когда помогаешь деньгами, выбирать иногда приходится не только между расходами фонда и судьбами людей, но и между тем, в каком месте сейчас твои деньги нужнее всего.
Если начать обращать внимание, то можно заметить очень много объявлений о сборе средств на благотворительность. И вместо намерения сделать что-то хорошее появляется чувство растерянности.
А вдруг я сейчас помогу не тому, а кому эта помощь сейчас нужнее? А вдруг это не проверенный фонд, а какие-то мошенники?
За ответом на все эти вопросы Наталья Клиновская, ведущая подкаста «Чем помочь?», обратилась к Саше Бабкиной, директору социальных проектов Mail.ru Group и руководителю Добра Mail.Ru – сервиса, созданного для того, чтобы люди помогали и были уверены в том, что каждый внесенный рубль пойдет на дело.
Послушать весь подкаст можно ТУТ, а мы публикуем расшифровку этой беседы.
Саша Бабкина: Когда-то давным-давно – в 2013 году – когда мы только запускались, наша задача формулировалась так: найти честные благотворительные организации. Но шли годы, и мы поняли, что важна не только честность (это вообще «гигиеническое» требование) – вопрос в том, как именно НКО решают проблемы, насколько они профессиональны.
Потому что нужно не просто узнать, что есть какая-то трудная ситуация, понять, как ее исправить и сколько для этого нужно денег. Нужно еще, чтобы НКО разбиралась в вопросе и знала, как эту проблему решить эффективнее всего.
Сейчас на сайте Добра больше 200 некоммерческих организаций, которые прошли самый жесткий отбор: проверку репутации, уровня профессионализма и проверку службы безопасности юристов Mail.ru Group. И все это помимо обязательных финансовых отчетов, которых у благотворительных организаций должно быть очень много.
– А как человек может сам проверить фонд?
– Короткий ответ: никак. Потому что мошеннические организации могут не отличаться от настоящих с точки зрения сайта, ведения соцсетей и так далее. Сторителлинг, классные фотки – у них может быть все норм. Я бы предлагала людям проверить, есть ли этот фонд в проверенном списке «Добра». Если есть – хорошо. Впрочем, если нет, это еще не значит, что он точно плохой.
Значит, нужно углубиться еще: посмотреть, входит ли организация в какие-нибудь ассоциации, связанные с проблемой, которую они решают.
Например, если фонд занимается помощью детям с онкозаболеваниями, надо посмотреть, было ли у них взаимодействия с фондом «Подари жизнь», например. Еще можно посмотреть, оплачивает ли фонд что-то типа дельфинотерапии или какие-то бездоказательные методики. И если да, стоит задуматься.
Но самое простое – посмотреть, есть ли этот фонд на «Добре» или сервисе «Нужна помощь». Это значительно облегчает задачу.
– В Добре ведь занимаются не только проверкой фондов, но и исследованием сферы благотворительности?
– Да, и одна из задач этого проекта – организовать поддержку тех направлений, которым помогают меньше всего. Например, мы выяснили, что тяжелобольным людям помогает меньше 1% россиян. А взрослые – это 18+.
Мы углубились в эту тему и поняли, что если мы делаем рассылку и рассказываем, что нужно помочь ребенку, бабушке или зверушке – не проблема, люди идут и помогают.
Раньше, когда мы рассказывали о взрослом человеке, которому нужна реабилитация после инсульта, наши пользователи не помогали. Помощь взрослому отличается тем, что когда ты помогаешь ребенку или бабушке, ты как бы наклоняешься к ним, чтобы помочь. Они ниже и слабее.
А взрослый – вот он, глаза в глаза, и ты понимаешь, что с тобой тоже может такое случиться. И об этом думать не хочется. Люди не хотят помогать незнакомым взрослым, помогают только знакомым. И мы подумали: значит, нам надо просто познакомиться.
Тогда Добро кардинально поменяло сторителлинг. Фонды стали рассказывать истории людей так, чтобы пользователь узнал человека поближе: какая у него семья, чем он занимается, что любит, о чем мечтает. Фонду очень важно было донести: никто не должен быть суперособенным, чтобы получить поддержку.
И новый подход к рассказыванию историй повлиял не только на сборы на Добре, но и на сборы взрослым и в других фондах. И таких категорий помощи, в которые жертвовать деньги сложнее всего, очень много.
– Есть же еще масса направлений, помогать в которых гораздо тяжелее: например, есть люди с ментальными заболеваниями, бездомные и так далее…
– Да, и в июне прошлого года, в разгар пандемии, мы запустили проекты помощи природе. Кажется, это было супер не актуально, потому что надо было запускать только «противоковидные» проекты. Но просто мы поняли, что уже на каждом кусте висит маска.
Плюс, наше исследование показало, что огромное количество людей во время пандемии отказались от своих экопривычек, потому что возникли сложности с тем, как сдать мусор на переработку и так далее. И заниматься этой темой тоже очень сложно, потому что когда рядом стоит проект помощи ребенку или даже взрослому, и проект по очищению родников около Байкала – тут есть вопросики у некоторых людей.
Сайт Добра выглядит как галерея разных карточек, сгруппированных по темам. На каждой такой карточке – истории людей, животных или природных объектов, которым необходима помощь, которую готовы организовать разные фонды. Все они рассказаны простым языком, без драмы и жертвы. Просто факты – кто это, почему требуется помощь, в каком размере и как быстро, плюс пара обычных фотографий.
Очень важно показать – это обычные люди и ситуации, которые окружают нас повсюду.
Внутри каждой карточки есть кнопка «Я хочу помочь», за два клика можно перевести любую сумму – даже 1 рубль.
– А много тех, кто помогает небольшими суммами?
– Таких людей – огромное количество. Порой нами собраны действительно большие суммы, но в этом сборе поучаствовали тысячи людей. И если вы жертвуете 1 рубль, 30 рублей или 100 – это, правда, в полной мере идет на решение проблем. Поэтому мы просим людей рассказывать о том, что они помогают, потому что тогда таких маленьких пожертвований становиться больше.
Самое прекрасное – если ты делаешь маленькое пожертвование регулярно, потому что так фонд может планировать свой бюджет эффективнее.
На Добре, как и во многих других фондах, есть настройка ежемесячных автоплатежей – вы настраиваете подписку, и каждый месяц в фонд будет уходить фиксированная небольшая сумма. Именно за счет подписок фонд получает стабильный доход, из которого может оплачивать срочные случаи. К тому же, такой фундамент позволяет лучше планировать другие активности по фандрайзингу.
Но кроме автоплатежей каждый человек может организовать крупное пополнение любого симпатичного ему фонда, например, в честь своего дня рождения.
– А это как работает?
– Это когда вы не получаете гору непонятных сувениров на праздник, а предлагаете своим друзьям вместе с вами решить какую-то важную социальную проблему. У нас есть для это сервис «Добрый день», где вы можете выбрать любую проверенную организацию, в поддержку которой вы свое событие создаете.
Но главное, что это событие не про грусть, печаль и так далее. Это веселенькое, классное событие – именно ваше, оно про вас. И вы видите, как ваши друзья поздравляют вас пожертвованиями, и как в прямом эфире решается какая-то проблема.
И это так вдохновляет! Я это делаю каждый год и не хочу переставать, потому что это дает невероятную наполненность и смысл. И это, правда, очень круто. Попробуйте, это реально дает такой кайф! Возможно, вы поймете, что это одно из удовольствий, которых почему-то у вас не было в жизни. Правда, стоит попробовать – к хорошему очень быстро привыкаешь!
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!