Передо мной никогда не стояло вопроса: «Рассказывать кому-то о моём диагнозе или нет?» Был вопрос: «Когда заявить об этом публично?»
Четыре года назад Валерия узнала, что у неё рак груди. Принятие болезни, размышления о жизни и смерти, страхи, операция — все это, к счастью, в прошлом.
Сегодня Валерия открыто говорит о том, как это важно: проходить чекапы, знать о диагнозе и современных методах лечения, ценить красоту и женственность.
Поддерживая Розовый Октябрь*, Международную акцию, цель которой — информирование о раке молочной железы, — мы попросили Валерию поделиться своим опытом. И тем пониманием жизни, к которому этот опыт её в итоге привёл.
Я всегда считала себя везучим человеком, и даже в тот период, когда столкнулась с болезнью, в моей жизни было очень много везения. Повезло, что я вообще нашла эту опухоль — совершенно случайно, на первой стадии.
31 декабря 2019 года я стояла у зеркала, готовилась к празднику и почему-то решила провести самоосмотр.
Тогда опухоль была уже довольно большая, размером с грецкий орех, но, как сказали потом специалисты, без метастаз. И это тоже везение, могло быть гораздо хуже.
Ещё мне повезло с врачом. Я попала к совершенно фантастической девушке: смешливой, улыбчивой, позитивной. Она всё время меня подбадривала, бесконечно хвалила и настраивала только на хорошее.
Вы не представляете, как это важно во время лечения. И вот такие большие и маленькие везения, настоящие чудеса происходили постоянно.
Всё началось 31 декабря. Я приняла решение, что Новый год встречу, как планировала, с семьёй, а 1 января сказала нескольким близким людям о том, что нашла уплотнение в груди.
Дождалась окончания новогодних праздников и пошла в поликлинику.
Помню, как хотела получить направление на маммографию, а мне сказали: «Вам не надо!» «Да у меня там какая-то штука», — говорю. А они: «В 30 лет рака не бывает, успокойтесь».
В общем, я получила направление на УЗИ и маммографию, потом на биопсию, и после всех исследований диагноз подтвердился.
Стало ясно, что мне нужна операция. Специалисты предлагали разное, одна врач сказала: «Ну мы тебе сейчас всё отрежем, через год сделаешь». Честно говоря, принять такие слова в 30 лет было довольно сложно.
Но мне снова повезло: один из докторов подтвердил, что необходима радикальная мастэктомия, то есть полное удаление молочной железы.
При этом операцию можно сделать с одномоментной реконструкцией: «Ляжешь на операционный стол, глаза закроешь, у тебя ещё будет грудь с опухолью, откроешь, а у тебя уже новая грудь, без опухоли».
Так и произошло: я проснулась с новой грудью.
Чаще всего операция и реконструкция проходят в два этапа, но и «объединить» эти процедуры теперь возможно. Мне хочется, чтобы как можно больше женщин знали об этом. Пусть пока и не во всех клиниках, но это доступно в России. Думаю, мне было бы гораздо сложнее, если бы я перенесла удаление, а потом год ждала реконструкции.
После операции я прошла углублённый генетический тест Mammaprint. Он не входит в систему ОМС и стоит немало. Собрать на него деньги помогли близкие, друзья и коллеги. Анализ показал, что у меня есть мутации на глубоком уровне, и чтобы снизить вероятность рецидива, нужно пройти химиотерапию.
Передо мной никогда не стояло вопроса: «Рассказывать кому-то о диагнозе или нет?» Был вопрос: «Когда заявить об этом публично?»
Тема онкологии сильно стигматизирована: это страшно, больно, об этом не принято говорить, многие боятся даже произнести само слово «рак». Как в нашем обществе обычно воспринимаются новость о том, что кому-то поставили онкодиагноз? Для большинства это конец.
Мне хотелось сказать: «Ребята, бывает по-разному».
Довольно долго я не могла выбрать подходящий момент, чтобы написать пост в соцсетях. В лечении рака сложно что-то спрогнозировать. Решила, что поделюсь с подписчиками, когда появится какая-то определенность.
Это случилось во время второго курса химиотерапии. У меня как раз выпали волосы, я побрила голову и позвонила подруге-фотографу, попросила провести фотосессию.
До сих пор думаю, что это лучшая фотосессия в моей жизни. Не той ценой, которой я хотела бы её получить, но тем не менее она прекрасна.
Я опубликовала на своей странице эти фотографии, написала, что у меня рак, и почему мне так важно рассказать об этом. Опубликовала и подумала: «Ну всё, сейчас все отпишутся, заблокируют, отправят в бан». А вместо этого получила просто килотонны тепла и поддержки.
И даже сейчас, спустя почти четыре года, когда пишу: «Друзья, снова октябрь, месяц осведомленности о раке молочной железы, самое время пройти чекап», в ответ мне приходят только слова благодарности и восхищения.
Наверное, в том числе и благодаря пережитому опыту я поняла, что можно довериться людям, честно всё рассказать и получить поддержку.
А самое большое везение — мои близкие. Я ведь болела в год пандемии и мы с ними, кажется, успели запрыгнуть в последний вагон, когда в больницы ещё пускали визитёров.
Неделю я восстанавливалась после операции, и утром ко мне приходила мама, днём друзья или родственники, а вечером мой молодой человек.
Врачи говорили: «Что вы тут устроили? Вам отдыхать надо, а у вас полная палата гостей!»
А я совершенно не уставала, наоборот — столько людей желают мне здоровья, заботятся обо мне, смешат меня. Это так поддерживало.
Родители были рядом в самые сложные и важные моменты. Честно говоря, не знаю, как они вообще всё это вынесли. Мне было очень страшно перед операцией.
Наверное, мой случай нетипичный: я совсем не боялась рака, но меня пугало, что во время операции что-то может пойти не так, что я не проснусь после наркоза, не приду в себя.
И я призналась маме, что боюсь умереть. Она сказала: «Я не могу с тобой говорить об этом», взяла тайм-аут на пару минут, вернулась и говорит: «Ладно, давай поговорим. Чего ты боишься?»
Раньше я уже делилась переживаниями с лучшим другом, и он, конечно, меня поддержал. Но это было не то, а разговор с мамой, наверное, стал для меня ключевым за всё время лечения. После него стало не так страшно.
Во время лечения мне очень не хватало хороших историй. За последние пару лет многое изменилось: если сейчас вы наберёте в поисковой строке «рак, лечение, истории пациентов», то увидите множество прекрасных проектов.
Есть поддерживающие блоги, комьюнити, сообщества при некоммерческих организациях. А раньше это были в основном раковые форумы с «пугалками».
И вот, узнав о своём диагнозе, я начала искать хорошие истории и встретила фонд «Дальше». Тогда он стал для меня главным фондом, который работает с темой рака молочной железы.
Ни в коем случае не хочу обесценивать работу других некоммерческих организаций, просто во время лечения мне не нужна была медицинская поддержка — с этим, к счастью, всё было в порядке, — но так не хватало лёгкого взгляда и принятия.
А «Дальше» оказался именно про это: про красоту, женственность, жизнь.
Мы с фондом дружим до сих пор: в прошлом году я проводила для него сбор, приуроченный в Розовому октябрю, этим летом участвовала в благотворительной ярмарке, а сейчас прохожу просветительский курс о раке молочной железы на сайте онлайн-сервиса дистанционной поддержки пациенток и их семей «Вместе Плюс».
Верю, что просвещение способно изменить мир. Поэтому и сама соглашаюсь на интервью и всегда готова рассказать о своём опыте. Чем больше люди будут знать про рак, тем выше вероятность, что они вовремя пройдут чекап.
Никому не придётся делать из диагноза тайну. Мужчины перестанут уходить из семьи только потому что у жены — рак. И все мы будем меньше бояться, потому что изменится само отношение к раку.
Когда я вышла в ремиссию, у меня был порыв пойти в равные консультантки — помогать другим пациенткам, столкнувшимся с раком груди. Я даже написала письмо в одну организацию, которая развивает равное консультирование, но мне не ответили.
Сейчас понимаю: хорошо, что не сложилось, потому что это было довольно импульсивное, поверхностное решение, а внутри меня тем временем запустились гораздо более глубокие трансформации.
В 2020 году у меня была прекрасная работа. Я провела в этой компании почти четыре года и решила, что пора уходить. Это был естественный переход, никак не связанный с моим лечением.
Более того, и коллеги, и мои руководители очень поддерживали меня во время лечения и относились максимально бережно. Я нашла новое место, но довольно быстро поняла, что оно мне совсем не подходит.
Если раньше я со многим готова была мириться, то теперь знаю точно: «Жизнь слишком коротка, чтобы я терпела».
Помню, как говорила своему молодому человеку: «Я не могу там оставаться, но куда мне идти?» А он сказал: «Ну, тебе же всегда нравилась благотворительность. Может, там будешь работать?»
Много лет я поддерживаю самые разные фонды, рассказываю о них в соцсетях, помогаю как волонтёр. Но я понимала, что человеку, который работает HR-директором, будет очень непросто найти что-то в этой сфере.
И тут — очередное везение: я увидела, что в фонде «Нужна помощь» открыта именно такая вакансия, и теперь здесь работаю. Думаю, благодаря пережитому опыту я стала совершенно по-другому относиться к жизни. Поняла, как важно, чтобы каждое моё решение отвечало тому, ради чего я живу.
Чтобы мои действия приносили мне счастье или пользу миру. Желательно и то, и другое. И вот это, наверное, самое важное осознание и главное изменение, которое произошло в моей жизни.
Фото: Таши Беляевой и из личного архива героини.
В октябре Благотворительный фонд «Дальше» объединяет людей и организации, чтобы привлечь как можно большее внимание к проблеме и поддержать женщин с раком груди.
Рак молочной железы — самое распространенное онкозаболевание в мире. Успешнее всего он поддается лечению при раннем обнаружении.
Именно поэтому самое важное — диагностировать его на начальных стадиях.
Весь мир окрашивается в розовый цвет, чтобы каждая женщина знала о необходимости пройти обследование, а те, кто столкнулся с заболеванием, получили поддержку.
Благотворительный фонд «ДАЛЬШЕ» объединяет людей, чтобы у каждой женщины была возможность предупредить, вовремя обнаружить и вылечить рак груди.
В 2018 году фонд открыл Центр поддержки по вопросам рака груди «Вместе» — первый в России благотворительный сервис, где пациенты и их близкие могут бесплатно получить информацию обо всех этапах жизни с диагнозом и профессиональную поддержку онкопсихолога, онколога, медицинского юриста и других специалистов на регулярной основе.
Вместе с фондом «Дальше» мы собираем деньги на организацию консультаций для 200 пациенток с раком молочной железы.
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!