«Мы не падаем в обморок, когда узнаём, что у ребёнка проблемы.
Мы просто начинаем эти проблемы решать», — Софья Чебаева рассказывает о том, как общественная организация, которую она возглавляет, помогает подросткам в беде.
«Улица Мира» — это место, где поддерживают ребят, в жизни которых есть много страхов. Подростки сталкиваются с насилием дома и буллингом в школе, о многих не заботятся родители, кто-то употребляет запрещённые вещества.
Помогая таким ребятам, а также их семьям, в «Улице Мира» сформировали принцип: «трудные» подростки — на самом деле не такие уж и трудные.
Проблема в том, что в их жизни нет главного — чувства безопасности, ощущения того, что тебя принимают любым и действительно хотят помочь.
Как подарить им это главное? Софья и её команда нашли ответ.
Я окончила психологический факультет и после университета понятия не имела, чем буду заниматься. О благотворительном секторе даже не думала, знала только, что хочу работать с детьми. Увидела вакансию специалиста по социальной работе в «Улице Мира» и откликнулась.
Там я с головой погрузилась в кризисную сферу. Уже тогда мне очень понравился подход «Улицы Мира».
Идея в том, что «трудные» подростки — дети, которые столкнулись с насилием и неблагополучием, или ребята из семей мигрантов — на самом деле не такие уж и трудные. Они хорошо идут на контакт и всегда откликаются на поддержку.
И это такая простая, понятная и спокойная помощь: мы не падаем в обморок, когда узнаём, что ребёнок что-то употребляет или подвергается насилию.
Мы просто начинаем с этим работать, потихоньку решать проблему — чем меньше эмоций, тем лучше.
Для детей и подростков открыт наш центр в Санкт-Петербурге, и для большинства из них это в каком-то смысле второй дом. Это место, где безопасно, где взрослые внимательны к детям, много с ними разговаривают и всегда поддерживают.
Это место, где можно быть любым и обсуждать всё, что тебе кажется важным.
Дети приходят к нам пять дней в неделю: мы вместе делаем уроки, играем, обедаем, пьём чай. В эти часы помещается очень много разговоров, много принятия и поддержки.
Ребята правда очень любят к нам приходить. И тусуются они не только друг с другом, но со взрослыми. У нас много волонтёров, чаще всего они помогают с уроками и подготовкой к экзаменам.
И дети по-настоящему их любят, потому что очень нуждаются в спокойном и адекватном общении со взрослыми людьми.
Дети попадают к нам в очень разном состоянии, но чаще всего они спокойны. Да, кто-то подавлен, кто-то закрыт и не хочет общаться, но большинство просто живут свою жизнь и не всегда понимают, что в ней что-то не так.
Каждый день пьёт и бьёт отец? Ребёнком это воспринимается как норма. Было сексуализированное насилие? Увы, это тоже может быть нормой для подростка. И наша работа как раз во многом заключается в том, чтобы вносить в этот уклад какую-то критику.
Со временем дети начинают «расходиться», постепенно выпускают все чувства, всю накопленную боль: бунтуют, не соглашаются, могут проявлять агрессию. На этом этапе родители любят говорить:
«Вы нам портите детей. Он у меня был послушный, а стал к вам ходить, начал возмущаться и спорить». Кстати, очень часто так как раз говорят те, кто применяет насилие в воспитании.
Пережив этот этап, ребёнок уже по-настоящему «выравнивается»: начинает понимать что-то про себя и свою ситуацию, может о ней говорить, постепенно начинает осознавать, что норма, а что нет. Но это всегда долгая работа.
У детей, с которыми мы занимаемся пять лет, рисков гораздо меньше, чем у тех, кто ходил к нам полгода, а потом перестал.
Чем дольше подросток ходит в «Улицу Мира», тем больших рисков можно избежать. Какие это могут быть риски? Риск употребления, риск противоправных действий, риск девиантного поведения — к сожалению, у многих подростков сейчас есть психиатрические диагнозы.
И чем больше поддержки и принятия получит ребёнок, тем быстрее «выровняется», тем увереннее себя почувствует.
80% нашей работы — это комплексное сопровождение подростков и их семей: психологическая и социальная помощь, цирковые тренировки и творческие занятия, помощь в школе и встречи с репетиторами.
Остальные 20% — образовательный блок для помогающих специалистов.
У нас работают два психолога, два социальных педагога, три специалиста по социальной работе и два тренера циркового искусства — кстати, оба наши выпускники. Сейчас у нас на сопровождении 40 семей. У каждой свой специалист по социальной работе и психолог. В процессе подключаются и другие специалисты.
Также мы всегда рады волонтёрам. Чтобы им стать, нужно заполнить анкету. Мы встречаемся, знакомимся, договариваемся, как часто волонтёр будет к нам приходить. Это должна быть регулярная работа, например, раз в неделю.
Я всегда на связи с волонтёрами и, конечно, в центре каждый день работает социальный педагог, который поможет в случае необходимости.
Раз в два месяца мы проводим волонтёрские встречи и всегда активно зовём ребят на наши семинары для специалистов, если волонтёры хотят глубже погрузиться в тему психологии, педагогики и работы с кризисными семьями.
Летом мы стараемся раз в неделю-две все вместе ездить за город. Во-первых, это возможность показать детям окрестности и расширить их горизонты. Во-вторых, благодаря этим выездам они действительно становятся другими: более открытыми, расслабленными, готовыми помогать.
В «Улице Мира» уроки делать надо, а здесь включается режим отдыха: пляжные игры, можно купаться. Конечно, дети очень это любят и ждут каждого выезда.
Стараемся устраивать и более длительные поездки. Семьи, которым мы помогаем, очень стеснены в средствах и не могут себе позволить даже обычного выезда на природу. Для большинства детей наши маленькие путешествия — единственная возможность отдохнуть летом.
Во время таких выездов они проходят разные стадии конфликтов, отторжения, принятия друг друга и по-настоящему сплачиваются.
Понятно, что у каждого из них есть своя травматичная история, и в обычной жизни они не ходят и не рассказывают её всем. А во время таких поездок начинают делиться друг с другом и лучше понимать, почему они такие, какие есть, почему они здесь, с нами.
Это помогает им принять и свою ситуацию, какой бы тяжёлой она ни была.
Потому что одно дело, когда тебя бьют дома, и ты совсем один, изолирован от всего мира. А другое — когда ты в компании друзей. У них тоже всё не очень хорошо, но вы вместе.
Вы классно общаетесь, дружите, чувствуете поддержку друг друга и взрослых, которые остаются рядом.
У меня маленькая дочка, я часто беру её на работу. Она приходит к нам в центр, бывает на выездах. Это отдельный вид удовольствия: видеть, как наши холодные борзые и хмурые младшие подростки нянчатся с малышами сотрудников и чужими братьями и сестрами, играют с ними и носят на руках. Дочке очень у нас нравится, для неё дни в «Улице Мира» — самые лучшие.
А мои дни — безумны и бесконечны. Иногда в середине рабочего дня не получается вспомнить, что я сегодня делала, так много у нас задач и настолько они разные.
На должности директора пришлось научиться множеству вещей, которыми до этого я даже не интересовалась: писать гранты, вникать в юридические вопросы, разбираться во фандрайзинге.
Нужно всегда быть готовой к неожиданностям. И ночью, и в выходные, и в праздники. Дети ведь и по воскресеньям попадают в отделение полиции — такая у нас специфика работы.
Всё это очень непросто и мы стараемся не брать на себя лишней нагрузки. Хотелось бы помочь большему числу семей, но мы понимаем, что не потянем — поэтому семей в «Улице Мира» пока всего сорок.
Мне повезло, что у нас реально сплочённая команда, небольшая, но очень дружная. Мы крепко держимся друг за друга, и это помогает оставаться на плаву.
Прямо сейчас мы собираем деньги, чтобы проекты «Улицы Мира» продолжались, и во время каникул ребята, в жизни которых есть много страхов, могли ездить на экскурсии, ходили в походы, знакомились друг с другом и не чувствовали себя одинокими.
Давайте подарим им незабываемое лето!
Фото: Варвара Бабенышева.
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!