«90% ребят, которые тренируются в наших командах, не имеют профессиональных перспектив в следж-хоккее. Но это не мешает им тренироваться, ездить по миру и жить яркой наполненной жизнью».
Шесть лет назад в России появилась Детская следж-хоккейная лига. Лига, в которой сначала даже не было команд. Лига, где не важна спортивная подготовка игроков, и никто не гонится за медалями.
Анастасия Барадачева, президент этой единственной в стране некоммерческой организации, которая развивает детский следж-хоккей, рассказала о ценностях Лиги, свободе и постоянной борьбе со стереотипами.
Как и большинство людей в России, я ничего не знала о следж-хоккее. Да, существует такой паралимпийский вид спорта – аналог хоккея с шайбой для людей с инвалидностью.
Да, в нашей стране есть сборная, и она взяла серебро на Паралимпиаде в Сочи в 2014-м – вот и все знания.
В том же году благотворительный фонд, в котором работал мой супруг, решил создать первую в России детскую команду. Помню, как часто муж рассказывал мне о работе, о следж-хоккее и трудностях, с которыми он и его коллеги столкнулись, запуская такой проект.
Стоит отметить, что к спорту, тем более адаптивному, я не имела тогда никакого отношения: у меня педагогическое образование, долго работала в детских образовательных организациях, потом в сфере бизнеса и PR. Но тогда я очень заинтересовалась этим проектом.
Команда «Ладога» находилась в Тульской области. Туда отбирались ребята, которые подходят под классификацию Международного паралимпийского комитета, подают надежды именно в этой спортивной дисциплине. Всем хотелось развития, участия в соревнованиях и – в перспективе – золота на Паралимпиаде, но никто не понимал, как этого добиться.
Не было опыта и понимания работы с ребятами с инвалидностью, зато были стереотипы: родители не хотели отдавать своих детей в команду, потому что хоккей – травматичный вид спорта, и вдруг он навредит.
Тренеры не хотели брать на себя такую ответственность, и, вообще, зачем этим детям на лед?
Тем не менее время шло, ребята тренировались, но ходить на тренировки бесконечно невозможно, надо с кем-то и поиграть. А с кем, если в стране это единственная детская команда? Мы начали искать, куда ребята могут съездить.
Осенью 2015 года мы отправились в Канаду. Это был традиционный ежегодный турнир, в котором участвуют около 50 команд. Пока наши ребята играли, я пыталась понять, почему здесь так развит этот вид спорта: десятки команд, и никто ничего не боится.
Мы были в Канаде всего несколько дней, все это время я ходила по ледовому комплексу и со всеми общалась: спрашивала у родителей, зачем им это надо, у тренеров – не страшно ли, у детей – что дает им игра?
Тогда я поняла, в чем разница между российским подходом и североамериканским: для нас даже детский спорт – это достижения. В России стремятся подготовить олимпийский резерв для сборной, чтобы потом эти спортсмены завоевывали медали.
Детский следж-хоккей в Америке – это семейный вид досуга, здесь никто не отбирает детей в команду и не собирается добиваться спортивных результатов любой ценой. Играть может кто угодно, достаточно захотеть. А спорт высших достижений начинается уже позже, с 15 лет и только для тех ребят, кто подходит под классификацию. Для остальных хоккей так и останется хобби в любом возрасте.
Наши тренеры не понимали, зачем какого-то ребенка катает по льду волонтер, а сам он вообще ничего не делает. Такие спортсмены – балласт для команды. А родители ребят в это время с восторгом рассказывали мне, как через полгода тренировок их ребенок научился сидеть в санях, через год взял в руки клюшку, а раньше не мог даже ложку держать.
А еще у него здесь любимые друзья и общение, соревнования и путешествия на турниры.
Я решила, что у нас в стране это тоже возможно. Вернувшись из Канады, стала с вдохновением искать единомышленников. Сильной поддержки на том начальном этапе не нашлось, кроме поддержки супруга, но это меня не смутило, и буквально в течение месяца была зарегистрирована Детская следж-хоккейная лига.
Для начала хотелось создать хотя бы одну команду, но прежде, чем приглашать детей, нужно было позаботиться об оборудовании и экипировке. Следж-хоккей – это сани. В 2016-м они производились только в Канаде и США, стоили около 120 000 рублей за штуку.
Бюджета на закупку американских саней у меня, конечно, не было.
Практически весь первый год ушел на поиски российского производителя. Пока налаживали производство, приходилось параллельно заниматься просвещением: мы создали сайт и страницы в соцсетях. С сайтом помогли волонтеры из Санкт-Петербурга, с фото- и видеоматериалами про детский следж-хоккей – люди, с которыми я познакомилась в Канаде.
В это же время мы запустили краудфандинг-кампанию, ведь когда сани будут готовы, никто не отдаст нам их бесплатно. Собрали деньги и выкупили у производителя первую партию инвентаря.
В конце 2016 года у нас появились две команды. Думаю, мне невероятно повезло с первыми участниками: это были семьи из Красноярска, родители особенных детей, которые делают все для того, чтобы жизнь их ребенка была яркой и наполненной.
У этих семей есть своя некоммерческая организация, а там и театральная студия, и спортивные секции, и творческие занятия.
Они прочитали где-то о нашей Лиге и о том, что мы создаем команды, позвонили сами: «Если это правда, то мы готовы!» И первые наши сани отправились в Сибирь.
А вторая команда сформировалась в Москве. Мы проводили мастер-классы и открытые встречи, на которых рассказывали о следж-хоккее и возможностях, которые он открывает для семей. Кто-то отказывался, считая, что хоккей – это опасно.
Кто-то соглашался, но запала хватало на две тренировки, потому что таскать оборудование и регулярно возить ребенка на стадион готовы не все. Но команда была сформирована – все получилось.
Сейчас в Лиге тренируются дети из 35 регионов страны.
Практически все участники, которые присоединились к нам тогда, в 2016-м, продолжают заниматься.
90% ребят, которые тренируются в наших командах, не имеют профессиональных перспектив в следж-хоккее.
Мы честно и открыто говорим родителям: «Не стройте иллюзий, не обманывайте своих детей».
Они не станут паралимпийцами, но спорт может остаться в их жизни навсегда, их никогда не позовут в национальную сборную, но это и не всем нужно.
Мы говорим нашим ребятам: «В спорте необязательно быть спортсменом». Также недавно мы создали для них издали справочник спортивных профессий: ты можешь стать спортивным комментатором, журналистом, врачом или тренером.
Ты можешь ездить на соревнования как болельщик, можешь играть, когда захочешь, хоть в 40 лет, хоть 60. У тебя всегда будет яркая насыщенная жизнь. Наслаждайся!
Большинство российских тренеров работают на спортивный результат. Помню, как при первой встрече, вдохновившись лекциями о наших ценностях, кто-то говорил: «Это все классно и здорово, но как же золото?»
Ведь ты выходишь на лед, чтобы в перспективе завоевать медаль, а иначе – зачем?
При этом у многих взрослых россиян сохраняются установки, согласно которым хоккей – опасный вид спорта для сильных и здоровых, а людям с особенностями на льду делать нечего.
Лига существует шесть лет, и все это время мы боремся со стереотипами: проводим просветительские мероприятия и для родителей наших игроков, и для спортивных специалистов.
В общении с тренерами постоянно возвращаемся к нашим общим ценностям: хоккей – это дружба, хоккей – это наполненность жизни, хоккей – это для всех.
Прежде чем начать работу с детьми, специалисты проходят обучение и получают документ, который позволяет им работать с этой категорией ребят. Точно так же работе с особенными хоккеистами и правилам поведения на льду учатся волонтеры-пушеры, люди, которые толкают сани и помогают играть, если ребенок не справляется сам.
Недавно мы разработали программу обучения и для судей. Такие курсы обычно становятся частью какого-нибудь турнира. После теоретических занятий выпускники курсов тут же проходят практику, работая в паре с более опытным судьей.
Все осложняется тем, что в России следж-хоккей – негосударственная история. Вся система пока держится на активных родителях, на общественниках из разных уголков страны. Часто руководители команд обращаются к своим региональным властям, те отвечают:
«Хорошо, мы включим вас в программу поддержки, выделим лед, поможем оплатить работу тренера, но в таком случае рассчитываем на высокий спортивный результат».
И это понятно – у Министерства спорта свои задачи. А команды оказываются меж двух огней: с одной стороны, никакого отбора и гонки за результатом. С другой – необходима поддержка и ресурсы властей, а для этого нужно медаль домой привезти.
Каждый шаг нашей работы – сложен: запустить производство оборудования, убедить родителей, собрать команды, работать с тренерами и другими специалистами. Было бы куда проще, если бы мы могли опереться на системную поддержку от государства. Увы, пока ее нет, и особенно от этого страдают сами команды разных регионах.
Каждый год мы проводим Hockey Family Fest в Сочи. Всероссийский фестиваль адаптивного хоккея – наш самый главный спортивный праздник, которого все семьи очень ждут и готовятся. Первый прошел в 2016-м в Петербурге, в нем приняли участие 10 команд, в прошлом году их было уже 29.
В следующем мы ожидаем 47 команд со всей России, около полутора тысяч участников.
Сейчас у нас нет площадки, на которой возможно провести фестиваль. Анализ городов показал, что таких пространств нет в России. Едва ли не единственная подходящая площадка – Олимпийский парк Сочи. Но, увы, в будущем году нас могут там не принять.
Мы очень надеемся пробить этот лед, делаем все возможное, чтобы провести праздник именно в Сочи. Но пока места нет, и главное событие нашего хоккейного года и встреча всех команд от Сахалина до Петербурга – под угрозой.
Помню, когда Лига только появилась, нас упрекали за то, что в ней нет ни одной команды – мол, какое право вы имеете называться лигой? А мы всегда отвечали: «Команды будут! Название придумано на перспективу».
Команды действительно появились, только вот с перспективой все-таки не угадали – в этом году мы все-таки сменили имя. Теперь Детская следж-хоккейная лига называется Федерацией адаптивного хоккея.
Наши дети растут: первые участники уже достигли 18, 19- и даже 20-летнего возраста. Играть в детской команде они уже не могут, во взрослую следж-хоккейную команду, которых сейчас восемь в России, их никто не возьмет. Что им делать?
Лига перестала быть только детской – мы разрабатываем программы для подростков и молодых взрослых.
А еще раз со следж-хоккеем все получилось, все механизмы отлажены, мы решили, что пора осваивать новые направления. Теперь у нас есть команды по хоккею для незрячих и по специальному хоккею, в которых играют дети и молодые люди с особенностями развития интеллекта.
И я уверена, число команд и направлений будет расти, подтверждая главную ценность Федерации и мысль, с которой мы живем уже шесть лет: в хоккей играть может каждый!
Недавно на Добре Mail.ru мы с вами поддержали проект Детской следж-хоккейной лиги и собрали деньги на спортивные сани для Ули-ракеты. Теперь юная спортсменка сможет одерживать новые победы!
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!