11 ноября стартует День борьбы с кибербуллингом — ежегодная информационная кампания, посвящённая борьбе с травлей в сети и за её пределами.
Вот уже пять лет компания VK говорит о проблеме травли в интернете и исследует кибербуллинг с разных сторон:
— В 2019 году мы изучили масштаб проблемы травли в сети.
— В 2020 году мы разбирались, почему наблюдателями, столкнувшись с кибирбуллингом, часто бездействуют.
— В 2021 году мы попытались понять мотивы людей, которые сами проявляют агрессию.
— В 2022 году мы выяснили, что такое пассивная агрессия в интернете, как часто и почему россияне её проявляют и как с ней бороться.
И если наши первые исследования 2019 года показывали, что 76% детей не рассказывали взрослым о травле, то сегодня мы видим, что уже больше половины детей обсуждают кибербуллинг со своими родителями.
Эти изменения показывают, что общество стало серьёзнее относиться к проблеме, а родители внимательнее прислушиваться к детям и больше не говорить «ничего страшного» о травле в сети.
В этом году мы решили выяснить, как изменился кибербуллинг и как изменилось отношение к проблеме за прошедшие пять лет, и провели ещё одно исследование.
В этом исследовании мы будем придерживаться следующего определения кибербуллинга: это травля в сети, когда волна негатива от многих людей направляется на одного человека или компанию.
— 42% считают, что уровень кибербуллинга в интернете вырос за последние пару лет.
— 58% уверены, что кибербуллинг — такая же или более серьёзная проблема, как и агрессия в реальной жизни.
— 39% считают, что бороться с агрессией в интернете необходимо через законы и привлечение агрессоров к ответственности.
— 67% называют безнаказанность агрессоров одной из причин роста травли в сети.
— 24% считают, что травят по национальному или расовому признаку.
— 23% считают, что травят из-за сексуальной ориентации.
— 19% считают, что травят из-за поведения онлайн.
— 23% считают, что травят из-за особенной внешности.
— 33% становятся жертвами кибербуллинга.
— 4% проявляют агрессию в интернете.
— 48% проявляют агрессию в интернете по отношению к незнакомцам.
— 81% наблюдают травлю со стороны.
— 23% никак не реагировали на агрессию в интернете, когда наблюдали её со стороны.
— 32% считают, что нужно защищать жертву кибербуллинга в комментариях.
— 54% знают о кнопке «Пожаловаться» в соцсетях.
— 51% знают о кнопке «Это спам» в соцсетях.
1. Провели опрос 2000 мужчин и женщин старше 18 лет, пользователей социальных сетей из российских городов с населением более 100 000 человек.
2. Совместно с консалтинговой компанией UXSSR провели десять глубинных интервью с экспертами: школьными учителями, психологами и представителями НКО.
Согласно результатам количественного опроса, 42% пользователей считают, что уровень кибербуллинга в интернете вырос за последние пару лет. Похожие цифры мы наблюдали и в 2020 году. Мы спрашивали у пользователей, как изменился уровень агрессии в обществе с начала пандемии.
Тогда 49% были уверены, что агрессии стало больше. В этом году выросло и внимание общества к вопросу травли — так считают 39% респондентов.
Среди причин роста уровня травли больше половины (67%) респондентов назвали безнаказанность агрессоров. Она, как отмечают психологи, таится в возможности оставаться анонимным в интернете, а массовый характер травли только усугубляет положение дел.
На вопрос, сталкиваетесь ли вы с кибербуллингом лично, 57% ответили положительно.
При этом редко встречаются с травлей 33%, время от времени — 17%. Чаще всего это происходит в соцсетях, мессенджерах и сервисах для просмотра видеороликов.
По большей части люди проявляли агрессию к незнакомцам — так ответили 48%. Блогерам, селебрити и известным людям достается от каждого пятого (21%). На педагогов и одногруппников нападали в сети 17% и 16% соответственно.
По признанию самих буллеров, после проявления агрессии они испытывали целый комплекс разных эмоций:
— раздражение (26%);
— удовлетворение (25%);
— подавленность (23%);
— облегчение (20%);
— отчаяние (19%);
— тревогу (16%).
При этом за помощью, добавляют эксперты, обращаются единицы.
Опрос показал, что каждый третий (33%) человек, который сталкивается с травлей в интернете, становится жертвой буллинга.
В прошлом году, когда мы спрашивали пользователей о пассивной агрессии в интернете, её жертвами становились 24%. В 2019 году эти цифры были на отметке 24%.
Если говорить об источнике травли, то наиболее часто — 78% — жертвы отмечали незнакомых людей, как основных агрессоров.
Такие же цифры мы наблюдали и в прошлом году.
Специалисты отдельно отмечают, что среди молодых людей всё чаще девушки становятся жертвами кибербуллинга.
Основная масса (81%) людей, кто встречался с травлей, наблюдали её со стороны. Часто это была агрессия по отношению к незнакомым людям (68%), известным личностям (37%) и друзьям наблюдателя (15%).
В 2019 показатели были примерно такими же: в большинстве случаев (71%) агрессия в интернете, свидетелями которой были участники исследования, была направлена на людей, с которыми они не знакомы.
После конфликта каждый третий (30%) блокировал агрессора или отправляли жалобу модерации соцсети, где происходил конфликт.
Половина (49%) участников исследования сходятся во мнении, что кибербуллинг — такая же серьёзная проблема, как и агрессия в реальной жизни.
Бороться с ней, считают 39%, необходимо через законы и привлечение агрессоров к ответственности.
Также респонденты советуют не вступать в коммуникацию с незнакомыми людьми (31%) и не реагировать на агрессию (28%).
Ещё 28% считают, что от травли в интернете можно избавиться, если не проводить время на токсичных онлайн-площадках.
Слова могут ранить. В наших силах это остановить. Давайте вместе объединять всех, для кого травля в сети и за её пределами недопустима.
Делитесь своими историями в соцсетях, ставьте хэштэг #неткибербуллингу и белое сердце, рассказывайте о важности проблемы другим.
Давайте вместе скажем #неткибербуллингу.
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!