«”Простите, мы старались”, – эти слова – ошибка, и мы, врачи, часто совершаем её, когда говорим так людям, потерявшим родного человека, родителям, потерявшим ребёнка».
Татьяна Маслова, заведующая отделением реанимации и интенсивной терапии новорожденных в Тульском областном перинатальном центре, часто вспоминает, как когда-то она и сама не знала, какие слова нужно говорить пациентам в самые трагические моменты:
«Вы когда-нибудь говорили родственникам о смерти пациента? Нет? Пойдём учиться», – сказал мне заведующий отделением, когда я только пришла в реанимацию после специализации.
Помню, у женщины было второе или третье ЭКО, двойня, роды в 26-27 недель, один ребёнок погиб сразу, второй через какое-то время. Вёл беседу он, а я слушала, понимая, что когда-нибудь говорить придётся мне.
И я очень долго помнила фамилию первого ребёнка, который ушёл уже во время моей самостоятельной работы. Сейчас фамилия стёрлась, прошло много лет, но я помню про него всё: вес больше двух килограммов, срок 35 недель… Казалось, он не должен был погибнуть. Но он ушёл, причём как-то молниеносно.
В то время я сама была уже беременная, на большом сроке, мне оставалось пару дежурств до декрета… Было очень тяжело: ведь все равно закрадывается ощущение того, что ты сделал не всё, даже когда понимаешь, что спасти ребёнка действительно нельзя.
Тогда я позвонила заведующему отделением – было пять утра, он приехал и отпустил меня, родственникам сообщил сам, поскольку понимал: я в таком состоянии, что сама могу преждевременно родить…».
Специалисты фонда «Свет в руках», который помогает родителям справляться с потерей ребенка, делятся печальной статистикой: каждая пятая беременность в России заканчивается потерей младенца на разных сроках.
И каждый раз медикам приходится говорить, что беременность может рано завершиться, объявлять, что у малыша не бьётся сердце. Но как говорить о трагедии, чтобы не навредить? Чтобы помочь и поддержать и при этом – что также необычайно важно – не сломаться, не выгореть самому?
«С годами работы я все больше понимаю, что нам, докторам, очень не хватает правильных навыков коммуникаций. Даже просто для бесед с родителями, чьи дети находятся в реанимации. Тебе приходится методом проб и ошибок учиться говорить с ними, – рассказывает Татьяна Маслова.
– Вот уже три года моя задача – говорить родителям о потере ребенка, и я сама постоянно учусь, читаю, слушаю. В прошлом году на медицинском конгрессе был целый симпозиум, посвящённый неонатальным потерям и коммуникации с родителями, который проводил фонд «Свет в руках». После я пригласила лекторов к нам, чтобы они провели тренинг для врачей нашего центра.
Сейчас я вижу, что мы делали неправильно, общаясь с родителями. Например, пытаясь успокоить, поддержать своими фразами, наоборот обесценивали их чувства, не давали им выплеснуть эмоции.
Чтобы, как мы думали, ранить меньше, отвлечь, старались быстро сообщить и перевести разговор на организационные моменты: захоронение, процесс оформления документов, что принести, куда позвонить. То есть мы не давали родителям время прийти в себя, отгоревать.
Еще ошибка – мы, особенно если речь о детях, которые лежали у нас какое-то время, начинали извиняться перед мамами: «Простите, мы старались». Психологи объяснили, что извиняться здесь тоже неправильно – мы действительно делаем, что можем.
Правда, иногда и сами начинаем выгорать. Например, я порой ни о чем не могу думать кроме работы, перестаю спать, постоянно чувствую усталость. Появляются вопросы: зачем всё это, кому я пытаюсь что-то доказать. Они возникают, когда ты пытаешься спасти ребёнка, но нет отдачи ни от родителей, ни от администрации.
Ты устаешь воевать с ветряными мельницами, а поскольку и дома в таком состоянии совсем не удается переключиться на семейные дела, начинаются проблемы».
Ежегодно в России более 132 000 медицинских сотрудников сталкиваются со смертью ребёнка в перинатальном возрасте. Более 50% врачей работают с такими случаями чаще чем раз в месяц.
Фонд «Свет в руках» учит врачей искусству общения с пациентами в ситуации, когда «что-то пошло не так», и помогает медикам не выгореть. Это необычайно важно, ведь когда медработники «черствеют», они, по сути, создают броню от чувствительных переживаний и своим грубым отношением наносят ещё большую травму родителям, потерявшим ребёнка.
В критической ситуации врачам важно быть бережными с пациентами и при этом сохранять самообладание. Профессиональные тренеры – психологи фонда «Свет в руках» – обучают этому врачей родильных домов и перинатальных центров, акушеров-гинекологов, неонатологов, УЗИ диагностов.
Друзья, вы помогли фонду «Свет в руках» собрать деньги для обучения 100 медицинских специалистов по всей стране. Деньги будут направлены на проведение оффлайн и онлайн курсов, публикацию брошюр для специалистов и родителей, а также на зарплаты психологов.
«Несмотря на любые ситуации наша работа – прежде всего про жизнь, – говорит Татьяна Маслова. – И какая же радость, когда нам удается «вытянуть» ребенка, и он потом едет домой!»
Вместе мы помогли пациентам и их врачам справляться с самыми тяжёлыми испытаниями и находить силы жить дальше.
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!