Вадим Ковалёв
21 ноября 2017

Мы уже начали вас знакомить с Людьми Добра, которые не забывают в ежедневной суете помогать тем, кому требуются поддержка и забота. Сегодня нашим героем стал Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров и волонтер.

Как, по-вашему мнению, опыт волонтерства меняет людей?

Мне кажется, волонтерство помогает раскрыть в себе новые таланты и открывает новые возможности. Волонтеры получают новый опыт, который позволяет делать поступательные шаги, в том числе, в карьере. Волонтерство раскрывает такие навыки, как лидерство, коммуникация, работа в команде, искусство презентации – все они оттачиваются, и поэтому люди меняются. Кроме того, волонтеры получают социальный опыт, который помогает им добиваться новых успехов.

Как начали заниматься волонтерством именно вы?

Волонтерство – очень значимая часть моей жизни на протяжении уже нескольких лет. Я начал заниматься волонтерством еще на первых курсах университета и перепробовал много разных активностей: помощь детским домам, защитникам животных... В общей сложности, в разных формах, занимаюсь уже этим 15 лет. Поэтому, когда я пришел работать в Ассоциацию менеджеров, то стал активно заниматься развитием корпоративного волонтерства. Кроме того, я видел, что в нашей стране тема корпоративного волонтерства не так развита, и, как следствие, работающая молодежь (одна из самых активных групп), была мало вовлечена. А ведь когда случилась трагедия в Крымске, и мы с коллегами организовали пункт сбора гуманитарной помощи пострадавшим, нам, в основном, помогали взрослые состоявшиеся люди.

Случалось ли так, что вам было тяжело заниматься волонтерством?

Тяжело бывает всегда, когда сталкиваешься с ситуацией, которую не можешь кардинально изменить. Тяжело видеть равнодушие, в том числе, равнодушие чиновников, тяжело, когда тебя спрашивают: «Ну, и зачем тебе это все нужно?» Радует то, что на сегодняшний день к волонтерам относятся положительно и таких вопросов фактически уже не задают, а набранный опыт позволяет мне спокойнее ко всему относиться.

И зачем же вам все это нужно?

Волонтерство – это очень ценный опыт, как я уже говорил. Благодаря волонтерству я испытал себя в таких ситуациях и был в таких местах, где иначе мне никогда не удалось бы побывать, объехал всю Россию. Во время конфликта на Юго-Востоке Украины, мы отправляли в зону военных действий гуманитарную помощь для мирного населения, и я курировал этот процесс, ездил в Ростовскую область. Я побывал на Байкале, познакомился с огромным количеством замечательных людей, которых сейчас могу назвать своими друзьями. Я просто хочу жить в хорошей стране, чтобы меня окружали счастливые люди.

Разве один волонтер может изменить страну?

Вклад одного человека и глобальные изменения тесно между собой связаны. Если вы занимаетесь волонтерством, то создаете определенную модель поведения, модель ответственности и неравнодушия. На эту модель начинают ориентироваться окружающие вас люди, которые, вследствие этого, также меняют среду, в которой живут. Так и происходят большие изменения. Значительные изменения складываются из незначительных на первый взгляд поступков.

Сталкивались ли вы с негативными активностями в волонтерстве, в том числе, корпоративном?

Да. Многие люди, делая первые шаги в новой для них сфере, совершают ошибки, не обладая достаточной информацией. Так случается и в волонтерстве. Кроме подарков для детских домов, можно привести в пример неудачные экологические акции. Волонтеры расчищают участок земли, не зная, что через месяц там начнется строительство. Наши активности, в частности, Форум по корпоративному волонтерству, направлены на то, чтобы таких ошибок было меньше. Мы рассказываем, какие форматы волонтерства существуют, как можно правильно все организовать, не навредив ни волонтеру, ни благополучателю.

Нужна ли дополнительная подготовка волонтерам, когда, например, группа сотрудников одной компании собирается поехать, скажем, в детский дом или больницу?

Безусловно, подготовка нужна. Здесь мы говорим о волонтерстве в особых условиях: детских домах, хосписах, больницах. Перед поездкой нужно обговорить определенные детали – ничего сложного или узкопрофессионального, обсудить этику поведения. Например, нельзя давать обещания, особенно те, которые, возможно, не получится выполнить, обещать дорогие подарки. Для тех, кто работает в благотворительности, это очевидно, но для волонтеров, особенно начинающих, не все может быть так понятно.

А какие ваши любимые волонтерские кампании, в частности, вовлекающие корпоративное волонтерство?

Мне нравится, когда волонтерские программы соотносятся с деятельностью компании, дополняя ее. Например, X5 Retail Group и «Фонд продовольствия Русь» запустили федеральный проект «Корзина доброты», используя прекрасный формат: люди покупают продукты в магазинах и оставляют их в специальных корзинах, а компания увеличивает собранное за свой счет и передает продукты нуждающимся. Мне нравится, как здесь решен вопрос доверия: когда люди жертвуют деньги, у них всегда есть подозрения, что их деньги пойдут куда-то не туда, а тут человек отдает буханку хлеба. Что еще с ней можно сделать? Ничего.

Еще есть удачные проекты в экологической сфере. Это экомарафон «360 минут», куда входит, в частности, программа по уборке Байкала. Поездка на Байкал была прекрасной мотивацией для сотрудников проявить себя в качестве волонтера: компании просили выделить им побольше мест, чтобы все, кто хотел и заслуживал, могли поехать. Есть и прекрасные примеры, когда в небольших таксопарках водители выступают как волонтеры на машине, а руководство не препятствует этому и поощряет их.

Зачем большим компаниям нужно корпоративное волонтерство?

Когда мы говорим о пользе корпоративного волонтерства для компании, мы говорим о корпоративном волонтерстве как о деловой и управленческой практике, мы не оперируем такими понятиями как мораль или нравственность – эти категории каждый устанавливает для себя сам. Мы всегда подчеркиваем выгоду для компании. Это, в первую очередь, повышение лояльности сотрудников и их вовлеченности в деятельность компании. Под вовлеченностью мы понимаем активность сотрудника внутри компании: если человек занимает активную жизненную позицию, это проявляется во всем: и в волонтерстве, и в работе. Такой человек вряд ли закроет глаза на нарушения внутренних правил, такой человек, скорее всего, будет внимателен и дисциплинирован.

Кроме того, корпоративное волонтерство помогает выстроить горизонтальные связи в компании и наладить коммуникацию. Например, недавно, я познакомился с девушкой из компании «Норильский никель». Она занимается внутренним аудитом, в офисе в Москва-Сити, работает в основном с бумагами. И я вспомнил, как мы с ней вместе возвращались с одной экологической акции, и она увлеченно беседовала со своим коллегой, который работает на грейдере в Норильске. Это производит сильное впечатление: без волонтерской акции эти люди, вероятно, никогда бы не встретились. А на нашей недавней встрече эта девушка сказала, что они подружились и продолжают общаться. Для крупных компаний это очень важно: прочные горизонтальные связи рождают доверие между сотрудниками, помогают преодолеть разные региональные и функциональные стереотипы и барьеры. И таких примеров очень много.

Корпоративное волонтерство помогает компании наладить и отношения с органами власти. Компании, во-первых, повышают уровень социальной ответственности в регионах, во-вторых, вступают в коммуникацию с местными сообществами и органами власти. Это вызывает большее доверие к компании у властных структур. Потребители тоже начинают доверять компании, таким образом повышается лояльность бренду. Разумеется, ответственное поведение покупателя и подобные потребительские привычки в России только формируются, но это уже ощутимо. А главное - такие процессы необратимы.

Как можно поощрять сотрудников за участие в волонтерских программах?

Здесь нужно понимать, что волонтер не руководствуется материальными интересами, его мотивация не состоит в получении личной выгоды. Формы поощрения зависят от компании: где-то активные сотрудники появляются в корпоративных изданиях, где-то — получают памятные награды, где-то — встречаются с руководителем. Если, например, на предприятии работает 5-7 тысяч человек, такая возможность выпадает не часто, и для сотрудников встреча с руководителем может быть принципиально важна.

Я считаю, что, если сотрудник курирует несколько волонтерских групп, затрачивая на это много времени и сил, его стоит поощрить выходным. Но заявлять: «Кто поедет в больницу – получит тринадцатую зарплату» — неэтично.

Важно помнить, что волонтерство – процесс, в котором всегда задействованы живые люди. Поэтому организаторы должны создать для волонтеров комфортную среду: кто-то может поехать в детский дом, а кто-то нет, для него это слишком тяжело. Здесь нельзя ко всем волонтерам подходить с одним лекалом: кто-то может работать pro bono, кто-то может ездить на встречи, а кто-то просто жертвует деньги.