Любите Добро?

Давайте менять мир вместе с нами! Подпишитесь на нашу рассылку!

Уборка в цифровой среде: 2/3 россиян к ней готовы
15 марта 2023

Как интернет-пользователи относятся к мусору в диджитал-пространстве.

18 марта по инициативе VK в России пройдет первый «Цифровой субботник» — социальная кампания, которая поможет российским пользователям справиться с проблемой цифрового мусора и научит их осознанно относиться к файлам в диджитал пространстве.

VK вместе с командой исследований Mail.ru изучила отношение россиян к проблеме цифрового мусора, опросив 1200 совершеннолетних пользователей Интернета.

Полностью исследование можно прочитать ТУТ. А здесь мы собрали ключевые цифры:

Знакомая история

Больше половины опрошенных (56%) слышали о цифровом мусоре. 23% ничего не слышали об этой теме, еще 20% затруднились ответить на этот вопрос.

  • 61% мужчин и 52% женщин слышали о цифровом мусоре

  • 22% мужчин и 25% женщин никогда не слышали про эту тему до прохождения опроса

Санкт-Петербург vs Москва

Наше исследование показало: город с самым высоким процентом осведомленности о проблеме — Санкт-Петербург.

О цифровом мусоре знают 75% опрошенных петербуржцев — в полтора раза больше, чем москвичей (49%).

Спам и ненужные файлы

  • 45% опрошенных под цифровым мусором подразумевают ненужные файлы на серверах.

  • 44% опрошенных ответили, что цифровой мусор — это спам в почте, ненужные приложения на смартфоне или файлы на компьютере. Это два самых распространенных варианта, которые встречались в процессе прохождения опроса.

  • Еще почти треть опрошенных (29%) цифровым мусором считают ненужные фото или видео на смартфоне, 23% — копии фото или видео на смартфоне.

Вредно или нет?

По мнению экспертов исследования, под цифровым мусором пользователи, как правило, понимают ненужные файлы. «Это копии, спам, скриншоты, неудачные фотографии, которые остаются в облачных хранилищах, памяти устройств, мессенджерах и при этом не используются.», — рассказал Никита Литвинов, сооснователь, управляющий партнер компании «Простое дело», специалист по оценке экологического воздействия.

59% респондентов считают, что цифровой мусор не вредит природе. Больше всего среди них — опрошенных в возрасте от 35 до 44 лет (66%).

Только 16% опрошенных согласны с тем, что цифровой мусор наносит вред природе. Среди них больше всего респондентов в возрасте от 18 до 24 лет — Меньше всего среди них — респондентов в возрасте от 35 до 44 лет (12%).

Смартфоны, планшеты, облака

Больше половины респондентов хранят файлы на смартфонах, планшетах, компьютерах.

Это самый популярный способ хранения информации среди респондентов абсолютно всех возрастов — например, так делает больше чем две трети (68%) всех респондентов.

  • Почти треть респондентов (31%) используют внешние носители: карты памяти, флешки и накопительные диски. Большинство среди тех, кто пользуется этим способом хранения информации, — респонденты старше 55 лет (36%).

  • Картами памяти, флешками и накопительными дисками пользуются по 31% в возрасте от 18 до 24 лет и от 35 до 44 лет, 30% — от 45 до 54 лет, 25% — от 25 до 34 лет.

  • 22% опрошенных хранят информацию в мессенджерах. Половина из них (11%) — в диалогах, еще половина — в избранном и сохраненных чатах.

  • Каждый пятый респондент хранит файлы в облачных хранилищах.

  • Реже всего облако используют опрошенные старше 55 лет (16%). Чаще всего — респонденты от 25 до 34 лет (24%) и от 35 до 44 лет (23%).

  • 19% хранят информацию на страницах в своих социальных сетях: в переписках, группах и личных страницах.

Копировать — вставить — копировать

У многих пользователей есть привычка делать по несколько копий одного и того же файла на устройстве.

9% опрошенных дублируют каждый файл на своем устройстве

Большая часть респондентов разделилась практически поровну:

  • 39% — не дублируют файлы никогда

  • 38% — дублируют файлы время от времени

  • Большинство опрошенных (29%) регулярно освобождают память на устройствах, облачных хранилищах или социальных сетях — 1-2 раза в месяц (27% — еще чаще: минимум раз в неделю; 21% — несколько раз в год).

9% опрошенных никогда ничего не удаляют на устройствах, в своих социальных сетях или в облачных хранилищах.

Удалять? Жалко!

Фотографии родственников и друзей — информация, с которой тяжелее всего расставаться.

44% опрошенным сложно удалять подобные фотографии.

Так ответили больше трети мужчин и почти половина женщин.

  • Не менее сложно удалять из памяти смартфона, компьютера или облачного хранилища фото (35%) или видео (26%) из путешествий, снятые во время праздников или других значимых событий.

  • 53% опрошенных в возрасте 55+ лет заявили, что им тяжело удалять фотографии с близкими.

Не менее сложно расставаться с памятными файлами — фотографиями или видео из путешествий и фото близких — молодым людям от 18 до 24 лет.

  • 44% — видео из путешествий или с праздников

  • 48% — фотографии близких

  • 49% — фото из путешествий или с праздников

Наименее сложно расставаться со следующими файлами:

  • Рабочие или учебные документы — 10%

  • Селфи — 8%

  • Скриншоты — 6%

  • Электронные книги — 6%

Меняем привычки

Две трети опрошенных утверждают, что готовы изменить свои привычки.
  • 46% из них согласились чаще удалять ненужные файлы со своих смартфонов, ноутбуков или облачных хранилищ.
  • 20% ответили, что в целом могут минимизировать загрузку файлов на свои устройства или в облако.

  • 18% респондентов заявили, что не готовы менять свои привычки. Мужчин среди них больше в полтора раза, чем женщин: 21% против 14% соответственно.

  • Почти каждый четвертый респондент (24%) в возрасте от 18 до 24 лет отказался менять свои привычки, чтобы цифровой мусор наносил меньший вред окружающей среде.

  • Среди респондентов от 25 до 34 лет — это каждый пятый (21%). Наименьшее количество отказавшихся менять привычки — респонденты старше 55 лет.

«Абсолютно все наши действия в Интернете оставляют цифровой след. Все, что мы делаем в гаджетах и в Интернете влияет на окружающую среду, так же как мусор, выброшенный на землю.

Регулярно наводить порядок в своём цифровом пространстве так же важно, как в шкафу или комнате», — объясняет эксперт проекта Никита Литвинов, сооснователь, управляющий партнер компании «Простое дело», специалист по оценке экологического воздействия.

Присоединяйтесь к Цифровому субботнику — избавьтесь от лишнего вместе с VK.