У Сони есть любимое место в доме – ванная. Она обожает купаться, с удовольствие плавает, может долго играть в воде и отказывается вылезать. А еще Соня любит музыкальные игрушки. Слушает их целыми днями и подпевает любимым мелодиям.
Когда Соня появилась на свет, врач сказал: «Умная будет, вон как вертится!»
Это было пять лет назад, но мама Сони помнит тот день как вчера. Дочка родилась доношенная, здоровая – 8/8 по шкале Апгар, сразу закричала и начала крутить головой. Маму с Соней не стали долго держать в роддоме. Зачем, если все хорошо.
Дома, на девятые сутки после рождения Сони, мама заметила, что во время кормления дочка подергивает плечами. Время шло, но странные подергивания не прекращались. «До года они нигде не фиксировались. Мы делали энцефалограмму головного мозга, и она не показывала никакой активности. Даже во время самих подергиваний», – рассказывает женщина.
В 3,5 месяца Соня прошла все возможные проверки и обследования: МРТ, УЗИ, анализ обменных процессов и кариотипирование – исследование, выявляющее количество и строение хромосом. Все было в норме. К тому же, до 1,7 лет девочка хорошо стояла на ножках, крепко держалась за руку, хлопала в ладоши. И только к двум годам энцефалограмма показала изменения.
Продолжились хождения по врачам. После неправильно назначенного препарата четыре месяца Соня провела в реанимации.
У нее случались эпилептические приступы, доходило до 50-ти в день, но никто не мог ответить на вопрос: что с девочкой?
Едва ли не единственное обследование, которое Соня не успела пройти за первые два года жизни – генетический анализ. Слишком дорого – семья просто не могла его себе позволить. Решили сдать только одну панель, ту, что отвечает за приступы эпилепсии.
Пришел результат: «Мутация в гене cdkl5». «Ничего не было понятно. Я стала искать в интернете. И там информации практически не было!» – вспоминает Сонина мама.
Впервые редкое генетическое состояние CDKL5 (Циклинзависимая киназа 5) было выявлено только в 2004 году. Его вызывает мутация в гене, который находится в X-хромосоме. Довольно долго эта мутация считалась разновидностью синдрома Ретта – наследственного психоневрологического заболевания, которому подвержены исключительно девочки. Только в 2012 году CDKL5 признали отдельным заболеванием.
Характерная особенность CDKL5 – судороги. Они начинаются рано, диагностируются трудно и остаются навсегда. Судороги сопровождают Соню практически с первых дней жизни.
Задача врачей – с помощью препаратов сделать судороги минимально травмирующими.
Дело в том, что заболевание девочки настолько мало изучено, что пока даже не имеет орфанного статуса – проще говоря, официально эта болезнь не считается редкой. Многие лекарства, в том числе и то, которое необходимо Соне, до сих пор не закупаются. В некоторых регионах получить их бесплатно – невозможно.
Друзья, вместе с благотворительным фондом «Мы рядом!» вы собрали деньги на препарат Sabril, без которого Соня не сможет справляться с судорогами.
Пока девочка не ходит и не говорит, но она может этому научиться. Диагноз не помещает ей осваивать необходимые для жизни навыки. Главное сейчас – облегчить ее физическое состояние и избавить от боли.
Вы помогли сильной Соне жить без боли. Спасибо вам, теперь «редкая девочка» будет расти и развиваться несмотря на болезнь.
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!