Разбираемся с кибербуллерами
11 ноября 2021

Кто они – агрессоры в сети, и как им противостоять.

11 ноября – День борьбы с кибербуллингом – травлей в сети, когда волна агрессии от многих людей направляется на одного человека или компанию. Проект VK объединяет всех, для кого насилие в сети и за ее пределами – недопустимо. VK исследует феномен кибербуллинга с 2019 года.

В течение всего ноября мы будем постепенно знакомить вас с результатами этого исследования. Мы уверены: информирование, понимание масштабов агрессии в сети – один из способов остановить ее. Так жить всем нам станет легче.

Мы призываем каждого присоединиться к нашей кампании: ставьте в соцсетях желтое сердце – символ любви и принятия, пишите посты с хэштэгами #ничегострашного и #неткибербуллингу.

Давайте вместе остановим волну ненависти в сети и за ее пределами!

Каждый пользователь сети – потенциальный буллер?

Мы стремились понять мотивы поведения людей, которые являются инициаторами или активными участниками кибербуллинга.

Наша цель – показать, что каждый пользователь интернета может не только встретиться с агрессией в онлайн-пространстве, но и сам быть буллером, порой даже не осознавая этого.
В рамках исследования мы изучали причины агрессивного поведения в сети, пытались понять, насколько оно осознается агрессорами, какие эмоции они испытывают, и разобраться, в каких жизненных ситуациях такое поведение может считаться уместным.

Перед нами стояла непростая задача: пообщаться с теми, кто принимал активное участие в кибербуллинге как инициатор или агрессор. В рамках проекта нас интересовали четыре типа агрессоров в интернете: «Классический кибербуллер», «Борец за справедливость», «Кибербуллер-мизогинистка» и «Кибербуллер-геймер». Для поиска респондентов мы подробно описали каждый тип:

Классический кибербуллер

Регулярно оставляет негативные комментарии в социальных сетях в адрес конкретного человека или группы людей, в онлайн-перепалках может переходить на личности, создает юмористический контент, который может задеть чувства других людей, или создает фейковые страницы других людей, чтобы распространять контент от их имени и тем самым причинять им неудобства (самый распространенный кейс – создание фейковых страниц на сайтах знакомств).

Борец за справедливость

Искренне считает, что своими негативными или агрессивными постами и комментариями может показать, что кто-то неправ и должен понести наказание, или привлечь человека к ответственности. Создает такой контент по личной инициативе или по просьбе знакомого или публичной персоны.

Кибербуллер-мизогинистка

Оставляет негативные комментарии под постами женщин, в которых обесценивает их заслуги или пытается пристыдить за внешний вид. Создает или репостит юмористический контент, высмеивающий стереотипное женское поведение. Публикует любой контент, который унижает и оскорбляет конкретную женщину или женщин в целом.

Кибербуллер-геймер

Агрессивно и предвзято относится к определенным группам игроков (например, новичкам или женщинам), оскорбляет других игроков в онлайн-играх, пишет негативные комментарии в адрес других игроков и стримеров в игровых онлайн-сообществах, пишет оскорбительные сообщения или комментарии ведущим игровых стримов.

«Я ищу справедливости!»

Один из вопросов, на который мы искали ответ: что провоцирует людей на агрессивное поведение, которое может превратиться в кибербуллинг? Во время интервью некоторые респонденты называли похожую причину – они говорили о том, что им хотелось добиться изменения ситуации.

  • 42% агрессоров движут желания предупредить людей о чем-либо.
     
  • 29% агрессоров стремятся восстановить справедливость.
     
  • 7% участников опроса отметили, что прибегают к кибербуллингу для развлечения.
     

56% респондентов был неудовлетворен результатами своей агрессии, причем причина надовольства в том, что жертва не отреагировала либо отреагировала «не так».

  • 43% использует негативные комментарии и посты в соцсетях, чтобы привлечь к себе внимание.
     
  • 34% респондентов отметили, что причина их появления – желание добиться справедливости.
     
  • 35% считают, что с помощью негативных комментариев можно публично осудить виновника.
     
  • 24% воспринимают такие посты и комментарии как стремление узнать мнение других пользователей.

Что в итоге

Из результатов количественного исследования мы поняли: люди пишут негативные комментарии или посты в адрес других людей чаще всего, испытывая гнев или злость, а своим комментарием или постом они пытаются выплеснуть эмоции и восстановить справедливость, наказать обидчика.
 

При этом по прошествии времени люди испытывают большую неуверенность в правильности своих поступков.

Давайте вместе скажем #неткибербуллингу!

Спасибо за подписку!
Теперь вы первыми узнаете о самых важных проектах Добра.
Любите добро?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!