«Под Новый год всем нам хочется сделать что-то хорошее, и поездка в детский дом с подарками — одна из первых мыслей, которая может прийти в голову. «А давайте устроим праздник бедным несчастным сироткам? А давайте!»
Я и сама через это проходила лет восемь назад, когда работала в маркетинге: мы с коллегами собирали игрушки по спискам от детей и отправляли в детдома.
А потом я с удивлением обнаружила, что мы всё делали неправильно».
Наталья Петрова, директор благотворительного фонда «Дети наши», миссия которого — менять систему защиты детства в стране, чтобы дети росли в семье и становились благополучными взрослыми, — объясняет, почему прекрасное, по сути, желание помочь ребёнку в детском доме может принести вовсе не пользу, а, наоборот, навредить.
И как сделать так, чтобы на самом деле порадовать ребёнка, у которого нет родителей. Сделать ему подарок, который ему по-настоящему нужен и ценен, который повлияет на его жизнь и запомнится надолго.
Не хотелось бы так обобщать, но тем не менее: большинству людей в России кажется, что они отлично знают, кто такие дети-сироты, какие у них сложности и как эти сложности преодолеть.
Как будто люди не до конца понимают серьёзности проблем ребят из детских домов, не осознают, что детям необходима долгая, системная и профессиональная помощь.
На самом деле когда думаешь о помощи — не важно сиротам, семьям в сложных обстоятельствах, старикам или людям с тяжёлыми заболеваниями, — всегда нужно быть максимально осторожными.
Потому что здесь ты имеешь дело с судьбами людей, с их жизнями. И первое, о чём ты должен думать, — как не навредить.
Не помочь в соответствие своим представлениям о помощи, а именно не навредить.
Я совершенно уверена, что все люди хотят помогать другим, такая у нас биологическая прошивка — каждый хочет быть полезным. И задача профессиональных благотворителей — дать людям эту возможность и сделать так, чтобы их помощь была максимально эффективной.
По статистике нашего фонда ребёнок в детском доме под Новый год получает 12-15 подарков — в том числе от незнакомых людей, просто так. Эти подарки могут не соответствовать его возрасту, не учитывать его желаний и талантов.
Чаще всего дети не понимают, дорогой им вручили подарок или дешёвый, потому что толком не знают, что такое деньги. В итоге зачастую всё полученное ими во время праздников становится внутренней валютой в детском доме и легко обменивается на что угодно.
Единственная мысль, которая может возникнуть у ребёнка, получившего 15 подарков от незнакомцев: «Я — бедный сирота, поэтому мне все всё дарят».
На профессиональном языке это называется «формирование иждивенческой позиции». Самое страшное происходит, когда подростку исполняется 18 лет, и он выходит из детского дома в большой мир.
Оказывается, что теперь он не «бедный сирота», а потенциально опасный элемент общества, потому что никто не научил его самостоятельно справляться с трудностями, жить в социуме, работать. А ещё он, скорее всего, не умеет даже сварить пельмени, сделать чай и загрузить стиральную машинку.
Кроме бытового ада, который его накрывает, выясняется, что никто никогда не занимался его психологическим благополучием. Из детского дома ребята выходят, не понимая, не умея и боясь строить доверительные отношения с людьми.
С огромным чувством одиночества, беспомощности, брошенности.
Нужен не один год психотерапии, чтобы помочь им научиться жить в этом мире, строить семью, находить друзей. Работа с психологами и социальными педагогами начинается задолго до выпуска из детского дома. И такая помощь — лучшее, что мы можем подарить ребёнку, который растёт без близких.
У большинства некоммерческих организаций, которые работают с темой сиротства, кроме основных проектов, связанных непосредственно с помощью детям и семьям, есть ещё одно очень важное направление — просветительское.
Из года в год накануне зимних праздников мы с коллегами из других фондов твердим одно и то же: «Не везите подарки в детдома».
И, конечно, даём людям возможность помочь по-другому, более эффективно. Эта работа приносит результат. Пусть пока не так масштабно, как хочется, но мы видим, что движемся в правильном направлении.
Новогодние подарки — это ведь обычно мимолётность, лёгкая помощь, быстрые эмоции. Купил зайца с большими ушами, отправил детям, директор детдома прислал фотографию, на которой ребёнок стоит с твоим зайцем и улыбается — всё.
А как только куранты пробили двенадцать, ребёнок снова остаётся один на один со своими проблемами, и большинство «спонсоров» не думают о том, как ему живётся каждый день в течение года.
Крупные НКО всегда предлагают альтернативу таким подаркам. К примеру, в фонде «Дети наши» мы уже больше десяти лет проводим акцию «Дарите навыки вместо игрушек».
Занятия с репетиторами, работа с психологом, помощь юриста, творческие и профориентационные занятия — это то, что ребёнку действительно нужно, то, что останется с ним навсегда и повлияет на его жизнь.
А ощущения тепла и радости от такого подарка у вас будет не меньше и даже больше, чем от отправленной в детский дом игрушки.
В моём окружении практически не осталось людей, которые бы не знали о вреде поездок в детский дом с подарками. Но если такие люди вдруг появляются, я всегда задаю один вопрос:
«Какие эмоции и чувства вы хотели бы вызвать своим подарком?»
В «обычной жизни» подарок — символ любви и заботы. Но когда речь идёт о подарке незнакомому ребёнку в детском доме, главная эмоция здесь — жалость.
Ребята, которым мы помогаем, рассказывают, что называют таких дарителей «спонсорами», и отношение к ним достаточно потребительское.
Мне кажется, если бы люди, воодушевленные своим добрым порывом, знали, как в действительности дети, особенно подростки, к этому относятся, им бы расхотелось массово дарить подарки.
При этом нужно понимать, что детские дома у нас в стране очень разные. Некоторые находятся в глубинке, в бедных регионах, вдалеке от крупных городов, из которых можно легко добраться с мешком подарков.
Мы помогаем детдомам в Смоленской области, и знаем, что ребята там обеспечены всем необходимым, те же подарки им возят регулярно.
А где-то в Сибири всё может быть совсем по-другому. В таких случаях имеет смысл связаться с руководством детского дома или фондом, который курирует это учреждение, и узнать, что на самом деле нужно детям.
У одного ребёнка может не быть куртки по размеру, у другого — крепкой обуви. Да даже тот самый плюшевый заяц может пригодиться, если вдруг в детском доме совсем нет игрушек.
Но об этом нужно знать наверняка, глубоко погрузиться в проблему и разобраться, кому и что вы дарите. Узнать о потребностях детей и не опираться на собственные представления об идеальном подарке.
А ещё вы можете подарить что-то на Новый год ребёнку, который растёт в многодетной семье и бедности, с одним родителем или только с бабушкой. Такие дети будут очень рады вашему подарку.
Можно помогать тем, кого вы знаете лично: соседям и знакомым. Важно, чтобы ваш подарок был действительно нужным и не навредил ребёнку и его близким. Никто не мешает положить в карман новой куртки шоколадку, но мешок конфет лучше не дарить.
Ведь своему ребёнку, о здоровье которого вы заботитесь, вы не станете покупать два килограмма сладостей.
И мой универсальный совет: старайтесь действовать через профессиональные фонды, которые уже работают с семьями. У них налажен доверительный контакт, и ваша поддержка не будет восприниматься как жалость (в таких семьях часто есть внутренний барьер на получение помощи — «стыдно»).
Обычно и с ребятами из детдомов, и с семьями в беде работает междисциплинарная команда специалистов: психологи, социальные кураторы, юристы, педагоги.
И любой подарок, любая гуманитарная помощь — лишь один из пунктов большого плана по выходу из кризиса.
Лучшее и самое важное, что мы можем подарить, — это возможности, внутренние опоры и ресурсы, которые помогут детям поверить в себя и стать счастливыми взрослыми.
«Честно говоря, это ужасно обидно: ты так мечтаешь о свободе, а потом буквально в один день остаёшься совершенно одна, путаешься, теряешься, не знаешь, что делать дальше», — рассказывает Саша.
После выпуска из детдома она столкнулась с чужими долгами, отсутствием жилья, непониманием, как решать проблемы. Вместе с фондом «Дети наши» мы в Добре собираем деньги, чтобы выпускники детдомов учились взрослой жизни.
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!