«А если вы вдруг забыли, как это — быть добрым, — давайте вместе вспоминать и учиться», — уже девять лет сестра Эльжбета Васькова руководит Благотворительной столовой св.Николая в Новосибирске, созданной организацией «Каритас».
Мы поговорили с сестрой Эльжбетой о том, как из небольшого проекта вырос целый особый мир, где ежедневно поддерживают сотни пожилых людей.
Этот мир наполнен таким, казалось бы, простым и при этом необычайно важным: добротой, принятием, уважением. В этом мире рады каждому и каждому помогают справиться с одиночеством.
Главная ценность в этом мире — человек. «Самое сложное и самое классное, что у нас есть», — говорит сестра Эльжбета.
Наша организация работает в России уже больше 30 лет.
В Новосибирске мы находимся в самом старом и одном из самых отдалённых районов города, здесь всегда было много нуждающихся пожилых людей. Мысли открыть для этих бабушек и дедушек благотворительную столовую были давно, возможность появилась только в 2015 году.
Сначала мы рассчитывали на 40 посетителей в день, через пару месяцев их было уже вдвое больше.
Сейчас к нам приезжают люди из всех районов города. Кто-то с нами с самого начала, уже почти девять лет. Например, Виктор Дмитриевич — наш первый клиент пришёл за день до официального открытия столовой, услышал новость по радио и решил приехать. Сейчас ему уже за 80 и он — наш самый верный посетитель и друг — продолжает приходить в столовую каждый день.
Люди, которые к нам приходят, чаще всего одиноки. Даже если живут в семье, с детьми и внуками, они чувствуют себя забытыми и потерянными. Обиженные на себя и на весь мир, они могут быть настроены враждебно, отстраняться или наоборот вести себя вызывающе.
Первые полгода — самые сложные. А потом человек будто оттаивает. Очень интересно наблюдать за этой трансформацией.
Мы понимаем, что кого-то надо просто пожалеть и обнять, а с кем-то можно и «построжиться», как родители с детьми строжатся, так и мы. Средний возраст наших посетителей — 68-73 года. Это уже достаточно пожилые люди, и некоторые из них будто возвращаются в детство.
Бывает, приходит бабушка, как и все сдаёт пальто в гардероб, идёт мыть руки, проходит в столовую. Ни с кем не здоровается, в глаза не смотрит, в ответ на наши вопросы что-то бурчит или просто не разговаривает. И в тот момент, когда ты протягиваешь ей тарелку супа, приходится говорить:
«Что нужно сказать, Валентина Ивановна? Спасииибо», — и Валентина Ивановна вдруг начинает смущённо улыбаться.
Мы с каждым пришедшим разговариваем, очень много разговариваем. Иначе как узнать, чем он живёт? Спрашиваем, есть ли у него близкие, как складываются его отношения с родственниками, кому можно позвонить, если бабушка или дедушка вдруг не пришли в столовую.
Мы всегда просим предупреждать, когда меняются планы. Потому что если Марья Павловна пропала, мы волнуемся, а если не дозвонились, едем к ней домой или просим бабушек и дедушек, которые живут рядом, к ней заехать.
И это тоже своего рода элемент воспитания — быть неравнодушными, волноваться друг о друге.
Мы часто повторяем, что столовая — это то место, тот островок, где надо быть добрым. И если вы вдруг забыли, как это, то давайте вместе вспоминать и учиться.
Коллектив у нас относительно небольшой — около 65 человек. Коллективом мы называем всех, кто принимает участие в жизни столовой: сотрудники, волонтёры, наши посетители. Мы все знаем друг друга по имени и друг о друге заботимся.
У нас есть староста и заместитель старосты, которые следят за порядком. Есть дежурные, которые принимают одежду в гардеробе и регистрируют посетителей.
Практически каждый день у нас происходит что-то интересное: не уроки рисования, так кружок вязания, не вязание, так литературная гостиная. Многие эти встречи ведут сами бабушки и дедушки.
К примеру, изостудию нам предложила открыть одна из посетительниц, талантливая художница с высшим архитектурным образованием. Теперь она преподаёт бабушкам и дедушкам рисование.
Я часто бываю на её уроках и глазам поверить не могу — и в 60, и в 70, и в 80 люди начинают рисовать, рисовать по-настоящему. Мы часто проводим выставки их картин и печатаем открытки для благотворительных ярмарок.
Раз в месяц в столовой проходят встречи с медсестрой, нашей коллегой, которая прекрасно ладит с пожилыми людьми и относится к ним как к родным.
Профилактика болезни Альцгеймера, зарядка для глаз — темы встреч самые разные, и все они направлены на то, чтобы бабушки и дедушки не забывали заботиться о своём здоровье.
А ещё мы всегда празднуем дни рождения. Чай, угощения, воздушные шарики и праздничные колпачки — возможно, банально, но для пожилых людей это важно. С днём рождения их в лучшем случае поздравляют дети и соседка, а чаще всего — никто. О них просто забывают. И каждый, кто к нам приходит, очень хочет и ждёт праздника за общим столом.
«Сто кустов помидоров? Конечно, да!»
У нас есть огород, и это отдельная песня. Бабушки и дедушки готовы быть там с утра до вечера: сажать, полоть, поливать, собирать. Относительно молодые и физически активные с удовольствием работают, а кто-то просто сидит рядом, и это тоже большая помощь.
У большинства из них раньше была своя дача, какой-то приусадебный участок. Теперь из-за возраста и слабого здоровья свои шесть соток им уже не потянуть.
Но бабушкам и дедушкам всё так же хочется сажать цветы и выращивать овощи, поэтому когда мы предложили заняться этим на нашей территории, они были в восторге: «Огород? Конечно, да! Сто кустов помидоров? Конечно, да!»
Огород — их вольная воля. То, в чём мы можем полностью им довериться, ведь почти все они — опытные садоводы, и гораздо лучше нас знают, что делать. Уже не первый год уговаривают нас сажать картошку, а лучше сразу засадить всю хоккейную коробку на территории.
Но мы пока не уступаем. Решили, что картошка — это слишком сложно, и пока наши бабушки и дедушки выращивают всё, кроме неё. А урожай отправляется на кухню.
Им очень важно и приятно знать, что салаты в столовой сделаны из овощей, которые они вырастили сами.
Я спрашиваю посетителей: «Как проходит ваш день?», очень люблю задавать этот вопрос. И часто выясняется, что вся их жизнь вертится вокруг столовой.
«Вот, смотрите, — говорит мне бабушка. — Я вчера взяла с собой порцию второго блюда и разделила пополам. Вечером поужинала. Утром проснулась и позавтракала тем, что осталось. Начала собираться в столовую.
Зашла за подругой, и мы поехали к вам с другого конца города на трёх видах транспорта. Пообедали, поболтали, позанимались в кружках. Пора домой. Пока добрались — уже вечер».
Я слушаю эти рассказы и с одной стороны радуюсь, что пожилым людям есть куда приехать и чему посвятить себя, и порции у нас такие, что легко можно разделить на два.
А с другой стороны, понимаю, что многие бабушки и дедушки тотально одиноки, и если не эта забота, то рядом с ними просто никого не будет.
Поэтому мы стараемся создать в столовой тёплую домашнюю атмосферу, и каждому показать, что он важен и нужен, каждый человек достоин того, чтобы его слушали и интересовались, как прошёл его день.
Мы работаем с людьми, и именно они — самое классное и самое сложное, что у нас есть. Раз в год наша команда приезжает в гости к каждой бабушке и каждому дедушке, которым помогает «Каритас».
Мы пьём вместе чай и разговариваем, смотрим, как живёт человек, какая помощь ему нужна, и составляем долгосрочный план действий.
Как бы трогательно ни выглядели со стороны обеды, кружки и праздники в столовой, люди приходят к нам, увы, не от хорошей жизни. У многих пожилых людей крошечные пенсии и непростые отношения с семьёй.
Бывает, бабушка выезжает из дома в столовую ранним утром и три часа до открытия гуляет на набережной, просто чтобы не находиться в одной квартире с сыном или невесткой.
Мы стараемся сделать так, чтобы пожилой человек поддерживал отношения с семьёй, а если семьи нет, пытаемся найти и установить хоть какие-то связи, чтобы он не оставался совсем один.
Иногда просто хватаешься за голову: «Мама дорогая, что нам с этим делать». Бывает, пожилому человеку нужна помощь не только соцработника, но и юриста.
Приходится быть кому-то и нянькой, и мамкой, и плечом, на котором можно поплакать.
Но я верю, безвыходных ситуаций не бывает. И если взяться за решение проблемы вместе, выход обязательно найдётся.
В столовой я работаю с самого начала — с 2015 года. Это огромная и очень важная часть моей жизни, о которой я готова рассказывать бесконечно.
Благотворительностью и волонтёрством я начала заниматься ещё в студенческие годы, когда училась в родной Туле на экономическом факультете. И у меня даже была «Книжка волонтёра», студенты такими очень гордились.
Чаще всего как волонтёр я работала с детьми и молодёжью, с пожилыми людьми не соприкасалась никогда. Поэтому когда узнала, что мы открываем столовую именно для пожилых, была в шоке.
Было интересно и сложно. Никаких особых тренингов о том, как общаться с бабушками я не проходила, но жизнь всему учит. И если ты искренне хочешь помочь, если остаёшься открытой и гибкой, то всё получится.
Часто люди, попадая к нам, говорят: «Ой, у вас всё совершенно по-другому. Лес, река, цветы — какой-то свой мир». Сначала я думала:
«Ну какой свой мир? Край города, низина, берег Оби. Природа, конечно, прекрасная, но всё же». А потом осознала, что дело не только в природе, но и в людях.
Так сложилось, что у нас хорошо. Говорю это, совершенно не хвастаясь. Это действительно так. Я убеждена, что всё идёт от людей, от нас самих.
Какую атмосферу мы создаём, тем и наполняются наши гости. Если человек к нам приходит, мы стараемся создать атмосферу принятия и сказать ему:
«Ты человек и достоин того, чтобы с тобой общались как с человеком, приняли с радостью, окружили теплом и ждали твоего возвращения».
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!