Светлана Леонович — психосоматотерапевт, арт-терапевт, телесно-ориентированный психолог и один из специалистов, поддерживающих мам особенных детей.
Уже несколько лет фонд «АиФ.Доброе сердце» помогает родителям детей с особенностями справляться с трудностями: депрессией, тревогой, сложностями в отношениях с близкими.
В консультировании у Светланы может находиться одновременно до 20 семей. Сама она признаётся, что для неё очень ценен опыт взаимодействия с родителями особенных детей: «Работа с такими клиентами для психолога — это действительно вызов».
— Какие основные болевые точки у родителей тяжелобольных детей?
— Главная проблема родителей — истощение физических и эмоциональных ресурсов, депрессивное состояние, апатия, ощущение бессилия, безысходности, а иногда и просто нежелание жить.
Запросы на психологическую работу объединяются одной темой — принять болезнь ребёнка, найти внутренние опоры жить с этим дальше, научиться вновь радоваться жизни.
Кроме того, часто встречаются жалобы на близких. От своих родителей мамы особенных детей ждут поддержки и помощи, но часто получают только упрёки и недовольство.
Внутри копится гнев и злость, это может проявляться в виде агрессии к собственным детям, а затем в чувстве вины и стыда.
— В чём состоит главная особенность работы психолога с родителями детей с непростыми диагнозами?
— Родители особенных ребят чаще всего находятся в состоянии длительного стресса. У них очень мало ресурсов для работы в терапии.
Поэтому у нас не может быть чёткого плана, мы постоянно держим фокус внимания на состоянии человека и следуем за ним, опираясь на его возможности здесь и сейчас.
— Чем родителям особенных детей может помочь психолог?
— Основная задача психологической помощи в работе с мамами тяжелобольных детей — помочь им изменить свои реакции и поведение на более эффективные.
Во-первых, человеку становится легче уже благодаря самой возможности в безопасной обстановке поделиться глубинными переживаниями, о которых порой не можешь рассказать даже самым близким людям.
Из страха быть непонятым, ощущения собственной вины за случившееся или даже просто не желая травмировать близкого.
Во-вторых, в ходе работы мы обязательно уделяем внимание собственной детско-родительской истории обратившейся за помощью мамы. Родители с неисцелёнными детскими травмами сильно ориентированы на мнение общества. Они болезненно реагируют на осуждение, «проваливаясь» в чувства вины и стыда.
Постепенно это приводит к обесценениванию собственных базовых потребностей: отдыха, сна, общения с друзьями.
Наша цель — помочь им научиться заботиться о себе.
— Как психосоматотерапевт, какие инструменты вы используете в работе с мамами?
— Эффективному ходу терапии способствуют телесно-ориентированные упражнения: упражнения на дыхание, техники «заземления», медитации.
Они помогают переключить внимание с неконструктивных состояний тревожности и напряжения на процессы в теле, ощутить свою устойчивость, восстановить равновесие. Это даёт чувство безопасности, повышает уровень энергии и улучшает самочувствие в целом.
Сейчас фонд «АиФ. Доброе сердце» собирает 250 000 рублей, чтобы десятки мам особенных детей получили помощь. Каждую из них ждёт курс из десяти психологических консультаций.
Давайте поддержим этот важный проект!
Подарим мамам силы жить и не бояться за своих детей.
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!