«Главное, посеять в ребенке мысль, что он – важен»
16 февраля 2022

Как в Санкт-Петербурге реально помогают подросткам в детдомах. Учат их верить в себя, ощущать собственную ценность и делать шаги к успешному будущему.

«Мне лично очень важно, чтобы каждый подросток знал, что он не один. Чтобы это знание – как бы ни сложилась его жизнь в дальнейшем, кем бы ни стал работать – он сохранил», – пять лет назад Татьяна Рубинштейн задумалась о том, как запустить проект поддержки ребят в детских домах.

Такой, который бы реально работал, реально помогал подросткам, рядом с которыми нет близких, значимых в их жизни взрослых.

Так в Санкт-Петербурге появился фонд «Подари мне крылья». Татьяна рассказала, как ей вместе с командой удается делать для подростков главное. Ребятам, острейше чувствующимим одиночество, помогают поверить в себя, найти себя и свое место в мире и ощутить, что в их жизни есть кто-то, кому они дороги.

Ну вот, они уже есть. Прямо сейчас они живут в детдомах

Семь лет я проработала в гимназии учителем русского языка и литературы, еще некоторое время работала в лагерях для трудных подростков. И почему-то всегда так складывалось, что большая часть ребят, с которыми у меня строились дружественные отношения, – были теми, у кого случались проблемы в семьях.

И в какой-то момент мне захотелось сделать какой-то важный проект для таких ребят. Я подумала: вот, у меня самой все в жизни хорошо, я могу больше не набирать «в кувшин» – могу разливать. Запустить круговорот добра.

В итоге мы с друзьями – а у них свой успешный бизнес – решили объединить наши возможности и желание помогать ребятам. Так и появился наш фонд. Мы сразу определились – будем концентрироваться на помощи подросткам с опытом сиротства.

Почему именно подростки? Наверное, потому, что как бы странно это ни звучало, именно они – самые уязвимые.

Если ребенок попадает в сиротскую систему совсем маленьким, до 10 лет у него есть шансы найти приемных родителей. После 10 лет ребят забирают в семьи крайне редко, а если и забирают, то часто возвращают назад, в детдома.

Словом, мы подумали: ну вот они, десятки, сотни ребят – они уже есть. Прямо сейчас они живут в детдомах. Прямо сейчас их уже не забрали в семьи. Еще несколько лет – и они станут взрослыми. И очень не хочется, чтобы они пополняли печальную статистику выпускников детдомов: попадали в тюрьмы, страдали от зависимостей…

Мы сразу решили: будем стараться комплексно решать проблемы ребят, подходя с разных сторон к тем «дырам», которые есть в этой «сиротской» истории.

Одиссей и дорога к дому

Один из важнейший и моих любимых проектов нашего фонда – театральный дом. Почему мы вообще решили, что театр и сироты – то, что может работать в коллаборации?

Мы долго изучали этот вопрос, смотрели на работу других фондов, в том числе зарубежных, и поняли: на самом деле в основе всех проблем ребят в детдомах лежат их внутренние травмы. А ведь бесполезно разучивать новый танец с танцором, у которого сломана нога. Нужно сначала вылечить ногу.

И мы подумали: чтобы помочь ребятам стать успешнее, прежде всего нужно постараться поработать с их внутренними травмами. Театр а этом случае – эффективная терапия.

В процессе игры на сцене, во время актерских и психологических тренингов – а там целый набор инструментов – они будут проживать свои травмы и свои проблемы, заново обретая собственную ценность.

Тогда мы поехали по детдомам с пробными мастер-классами, стали знакомиться с ребятами и приглашать всех, кто захочет. Мы нашли педагогов социально-художественного театра – это профессиональные актеры, у которых есть опыт работы с людьми с зависимостями. Это те люди, которые понимают, как искусство помогает человеку в работе над собой.

Затем на протяжении девяти месяцев мы создавали спектакль, в основу которого легли документальные истории наших ребят. Эти истории подростки сами рассказывали на тренингах и хотели рассказать их зрителям.

За основу спектакля наш режиссер взял «Одиссею» Гомера, потому что лейтмотив для этой истории – поиск дома. Жизненно важная для наших ребят тема.

Сначала мы сыграли спектакль на сцене профессионального театра у нас в Санкт-Петербурге, потом поехали с гастролями в Москву, Казань, Воронеж, Нижний Новгород… Ребятам аплодировали, вручали призы – все это для них совершенно новый, необычайно ценный опыт.

При этом мы все время думаем об эффективности проекта. Как ее измерить? Как объяснить важность этой истории тем, кто нас поддерживает? Ведь это совсем не то же самое, как, например, купить ребенку лекарство или инвалидную коляску…

Здесь ты довольно долго вкладываешься в человека – четыре, пять, семь лет. И совершенно непонятно, что получится на выходе. Причем ты можешь об этом так и не узнать, а можешь и вовсе ничего не получить.

Но затем мы стали просто считать. И получилось, что пока нет ни одного ребенка, который участвовал бы в нашем театральном проекте, а затем пошел бы не в ту сторону.

Они все так или иначе – «на плаву». Кто-то работает, кто-то доучивается. Патовых историй нет ни с одним подростком.

Искренность и точка опоры

Мы все время анализируем наши проекты, размышляем над их эффективностью, ищем «рабочие кнопки». Вывод такой: для всех наших ребят ключевой момент – наличие рядом взрослых, которым они, во-первых, действительно интересны и важны.

Подростки необычайно тонко чувствуют искренние и неискренние отношения. И им очень важно иметь точку опоры – знать, что они могут к кому-то обратиться. Знать, что они кому-то нужны.

И как только этот «кто-то» появляется в жизни ребенка, начинает работать совсем другая история. Точнее, в этот момент история как раз и становится рабочей.

Поэтому у нас есть наставнический проект, который мы связали с проектом по профориентации. Мы берем в этот проект восьмиклассников, и за год они проходят около 28 профессиональных проб по самым разным, доступным им профессиям.

Понятно, мы не ориентируем их на юридический факультет, политех или СПБГУ – очевидно, есть объективные реалии и возможности.

Мы предлагаем подросткам профессии, которым они могут обучиться в сузах нашего города, и профессии, с которыми они не знакомятся у себя в детдомах.

То есть мы расширяем их кругозор и даем понять: есть совершенно разные профессии, а не только повара и сварщики, доступные им в учреждениях.

Затем ребята проходят большое профессиональное тестирование, беседуют с психологом и находят какие-то направления, в которых будут дальше развиваться, чтобы поступить в суз после девятого класса. И вот в девятом классе у них появляется наставник, который им помогает. Он – связующее звено между центром семейного воспитания, сузом, ребенком, а впоследствии – и между службой кадров, работодателем.

То есть наставник – не просто доверенное лицо ребенка. Это человек, который мотивирует, поддерживает, помогает в адаптации.

Главный критерий успеха

Наконец, важнейшая для нас задача – работа с персоналом тех учреждений, где живут наши ребята. К сожалению, те, кто там работает сейчас, – в основном люди в возрасте, без специальной подготовки, с большой нагрузкой, не имеющие поддержки…

Конечно, идеально, если всех детей разберут в семьи, и детдомов просто не останется. Но до тех пор, пока «сиротская» система остается системой, нам очень хочется, чтобы в ней работали люди, которые действительно замотивированы.

Поэтому сейчас мы разрабатываем программу, чтобы привлекать в детдома молодых специалистов и обучать тех, прямо сейчас там работает.

Мне лично очень важно, чтобы каждый подросток знал, что он кому-то нужен, и он не один. Чтобы это знание – как бы ни сложилась его жизнь в дальнейшем – он сохранил. Подросток должен знать: у него в жизни были счастливые моменты. С ним рядом были люди, которым можно доверять.

Мне кажется, это очень важно – в каждом ребенке посеять мысль, что он нужен и важен. Для меня именно это – критерий успеха. Потому что как раз благодаря этому все и меняется в жизни ребенка.

Важно, чтобы подросток сам в это поверил, и тогда он сам по-своему начинает перестраивать свою жизнь. Вот это ощущение нужности, эта базовая потребность человека – ее обязательно нужно закрывать. Иначе все остальное не сработает. Именно этим мы в фонде и занимаемся.

Прямо сейчас мы собираем деньги на подготовку к поступлению в колледж для ребят, которые живут в детских домах.

Давайте подарим им шанс на счастливую жизнь!

Текст: Екатерина Лебедева.
Фото: предоставлены фондом «Подари мне крылья».

Спасибо за подписку!
Теперь вы первыми узнаете о самых важных проектах Добра.
Любите добро?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!