Добро – Амур: первый успешный проект помощи

Больше месяца продолжается операция «Амур-13». Пользователи Добра Mail.Ru активно поддержали жителей, которые оказались в зоне бедствия на Дальнем Востоке, собрав уже более миллиона рублей. Проект помощи стал возможен, благодаря сотрудничеству с благотворительным фондом «Предание». Президент фонда Владимир Берхин рассказал о волонтерской работе и о том, что предстоит сделать после ухода воды.

- Владимир, каковы реальные масштабы бедствия? Данные волонтеров отличаются от «картинки» по телевизору?

- Насколько я понимаю, от наводнения в большей степени пострадала Амурская область, в меньшей – Хабаровск. Что происходит в Еврейской автономной области – непонятно. Не оттого, что волонтеры туда не доехали, а потому, что там не состоялся контакт с властями. Чиновники не пошли на нормальное взаимодействие. И наши волонтеры остались в Амурской области. Мы решили сосредоточиться именно здесь, чтобы не распыляться: лучше в одном месте приложим максимум усилий. В области пострадало большее двухсот школ, порядка двадцати тысяч строений. В точности цифр не сильно уверен, потому что, во-первых, они все время меняются. А во-вторых – как считать? Если у дома только залило подвал – означает это, что строение пострадало или нет? Я не смотрю телевизор, поэтому мне сложно судить о том, совпадает ли информация. Подозреваю, что по ТВ картина оптимистичнее. Таково назначение телевизора сейчас в стране – внушать людям надежду на что-нибудь. Сюжеты, которые я видел мельком, касались в основном Хабаровска. Там ситуация более счастливая, поскольку меньше пострадал сам город. Его успешно отстояли. Пострадало несколько многоэтажек, причем не десятки, а именно что несколько. Залило островную часть Хабаровска, но с этим возможно справиться, потому что Хабаровск – это большой богатый город.

- Сколько добровольцев «Предания» находится в Амурской области?

- Поскольку «Предание» – не волонтерское движение, а благотворительный фонд, там работает ровно один человек, координатор Костя Сарваниди. Он налаживает процесс сушки домов, учит местных волонтеров, организует подвоз тепловых «пушек», их учет, налаживает снабжение топливом. Когда туда приходит наш очередной гуманитарный груз, Костя принимает его и передает по назначению. Он будет работать там столько, сколько нужно. Я этого человека знаю по Крымску: бригада Кости ушла оттуда последней, уже в ноябре.

- Местные жители помогают или пассивно ждут пособий и гуманитарной помощи?

- Они очень хорошие волонтеры, которые искренне отдаются работе. Там нет того, на что жаловались в Крымске – наплевательского отношения к проблеме и друг к другу.

- Понятно, что ситуация меняется каждый день. И все же перечислите основные достижения волонтеров – что сделано на сегодняшний день?

- Сейчас четко отлажены прием и распределение первичной гуманитарной помощи – еды, воды, средств гигиены, постельных принадлежностей, белья. Этим занимался Всеволод Махов. По словам администрации, восемьдесят процентов потребности в вещах первой необходимости покрывается за счет работы Севы Махова и его помощников, местных добровольцев. Достижением считаю и то, что очень хорошо налажено взаимодействие с чиновниками. Областные власти пошли нам навстречу. Администрация дает транспорт и «зеленый свет» – необходимые разрешения на то, чтобы куда-то доехать, долететь. Она же координирует эту работу, поскольку располагает большей информацией, чем остальные. Еще одно важное достижение - то, что сейчас в регионе началась системная сушка домов. Это уже постоянная работа, которая будет продолжаться до последней возможности. Плюс для всех сиротских учреждений и детских садов, для некоторых школ, пострадавших от воды, закуплены аппараты для очистки воздуха. Дело в том, что мокрое здание, если его плохо просушить или совсем не просушить, зарастает плесенью и в воздухе носится всякая зараза. И если уж не получается плесень победить, надо хотя бы воздух чистить.

- На что направлена помощь в первую очередь?

- Мы стремимся вложить средства в восстановление нормальной жизни. Понятно, что сейчас люди на первое время обеспечены. У них есть еда, есть крыша над головой, открыты пункты временного и длительного размещения. Туда поступает одежда и прочая первая помощь - волонтерский склад Севы Махова забит одеждой, они не успевают её распределять. Но впереди зима, впереди какая-то непонятная жизнь, потому что у людей залило поля, с которых они кормились. Поэтому мы стараемся вкладывать в перспективу, воссоздать такую жизнь, какой она была до потопа. Насколько это возможно.

- Какие трудности были ожидаемые? Какие, напротив, предвидеть не удалось?

- Ожидали, что придётся «бодаться» с властями и очень рады, что этого не случилось. Трудно было для отправки гуманитарного груза найти самолет. Выяснилось, что сделать это сложно. Это требует усилий, определённых договоренностей, умения общаться с генералами и полковниками МЧС. Эту работу взял на себя Митя Алешковский. Он привлек актёров Гошу Куценко и Яну Поплавскую, которые своим общественным весом оказали большую помощь. Сейчас возникла проблема, которую мы не предвидели –для тепловых пушек нет солярки. Она денег стоит, видимо придется её закупать. И вот мы сейчас пытаемся что-то придумать, чтобы это было и дешево и удобно, потому что просто купить цистерну означает повесить на себя дополнительные сложности - размещение, распределение и так далее. Очень порадовал отклик пользователей сайта Добро. Mail.Ru: первые полмиллиона рублей собрали за сутки. Признаться, я не ожидал такого. Мы поняли, что отклик есть. Благодаря этому мы смогли достаточно свободно планировать расходы. Деньги продолжают поступать. Мы поставили себе верхнюю планку в семь миллионов рублей, сейчас собрано больше пяти миллионов. Из них четыре уже потрачены. На сайте «Предание.ру», а также на странице проекта на Добро Mail.Ru можно посмотреть отчетные документы.

- Пик наводнения пройден, вода убывает. Вскоре дальневосточное ЧП перестанет быть «горячей» новостью. И может так случиться, что поток пожертвований уменьшится. Но ведь с уходом воды начнется следующий важный этап помощи. Что предстоит сделать в ближайшие дни?

- Деньги нужны на закупку рециркуляторов и электроприборов для пунктов длительного размещения. Мы сейчас размышляем – на что именно расходовать. Первый вариант – отремонтировать фельдшерско-акушерский пункт в деревне или какой-то другой объект социального значения - детский сад, интернат или что-то подобное. Второй вариант – купить для пострадавших районов два санитарных автомобиля – специально оборудованные «Нивы» стоимостью 560 тысяч рублей каждая. Возможно, придется покупать солярку для «пушек» и сами «пушки». Возможно, стройматериалы для ремонта. К нам за помощью обратился детский сад. На днях наш координатор поедет в детский дом, расположенный в отдаленном районе, куда деньги никогда не доходят. Костя на месте сможет оценить вероятные затраты, и мы примем решение. Мы хотим потратить собранные деньги максимально эффективно.

- Ваш прогноз - как долго еще предстоит работать в регионе? Когда вы сочтете свою миссию выполненной?

- Наша миссия будет выполнена, когда у нас деньги закончатся. Когда мы поймем, что собрали и использовали денег столько, сколько смогли. Восстановительные работы в области закончатся в лучшем случае следующим летом. Кроме того, если в регионе будут организации с большими деньгами, то им предстоит работать еще всю зиму, как это было в Крымске. Там после того, как оттуда ушли все волонтеры, все благотворительные фонды, осталась только одна организация, которая оказывала помощь – это церковь. Церковь на собственные деньги оплачивала ремонт, покупала новое жилье для многодетных семей, оставшихся без крыши над головой. Не знаю, как церковь будет помогать в зоне бедствия. Возможно, точно так же пришлет туда координатора и будет работать.

- Ваши впечатления – наводнение на Дальнем Востоке как-то изменило россиян?

- Еще в нынешнюю весну у меня было ощущение, что все чрезвычайно плохо у нас в стране с умением сочувствовать и вообще друг о друге думать. Было ощущение, что страна разделилась на несколько непримиримых лагерей, что все сейчас перессорятся окончательно - богатые с бедными, жители столицы с провинцией, а уж что творилось по политическим лагерям, даже описывать страшно. Думал, что никаких россиян уже нет, есть только кучки людей, которые злобно друг на друга смотрят. Оказалось – нет. Общая беда еще способна людей объединить, мы можем помогать друг другу независимо от разного отношения к реалиям. Я боялся, что если произойдет какая-то катастрофа, и туда поедут волонтеры от разных организаций, то они переругаются между собой. Но этого не случилось. Всё было проведено на редкость слаженно.

Любите добро, как любим его мы?

Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с Условиями использования

Спасибо за подписку!

Теперь вы первыми узнаете о самых важных проектах Добра.

Кому-то нужна помощь?

Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!
Найти фонд
Подпишитесь на нашу рассылку

И узнайте, как VK Добро меняет жизни людей к лучшему, вместе с вами!

Спасибо за подписку!

Теперь вы первыми узнаете о самых важных проектах Добра.