В России больше сотни природных заповедников, которые занимают общую площадь свыше 27 млн гектар. На этой огромной территории живут удивительные и редкие виды животных, птиц, растений. Здесь их изучают и – оберегают. Причем поработать на благо науки и природы может практически любой.
Специалист технической поддержки Mail.Ru Мария Славина рассказала о том, как помогала в кольцевании птиц в Печоро-Илычском заповеднике, и объяснила, кому подойдет такой «экологичный» вид отдыха-работы.
От редакции. Не расстраивайтесь, если не можете в ближайшее время поехать в заповедник волонтером и воспользоваться советами Марии! Совсем не обязательно ехать за тридевять земель или жить в походных условиях, чтобы помогать природе. Настройте регулярное пожертвование на Добро Mail.Ru – и сохраняйте наш мир уже сегодня!
– Как у тебя родилась идея стать волонтером в заповеднике?
– Я достаточно давно грезила о подобном альтруистичном типе отдыха – чтобы и побывать там, где еще не была, и провести время с пользой. Однако жизнь завертела, и мысль эта благополучно забылась.
В 2017 году я стала следить за деятельностью Центра спасения и реабилитации морских млекопитающих «Безмятежное море». Ребята базируются в Крыму и ведут научно-исследовательскую работу по черноморским китообразным.
Они мониторят случаи выбросов дельфинов и морских свиней на полуострове, берут пробы, делают анализы, пишут научные статьи на основании полученных данных. В общем, борются с проблемой по мере сил, защищая и оберегая живущих в море прекрасных существ. Именно их пример вдохновил меня заняться благотворительностью.
Однако со временем я почувствовала, что не вижу какого-то ощутимого выхлопа от простой финансовой помощи. Нужно что-то более вещественное, материальное. То, что можно «потрогать руками», чем можно гордиться, о чем хочется рассказывать потомкам.
И вот весной, когда случился локдаун, я услышала на вебинаре от «МосЭко», как можно в качестве волонтера помогать различным особо охраняемым территориям (ООПТ) и заповедникам. Я моментально загорелась этой идеей – наконец-то можно не просто сортировать мусор и передавать ненужные вещи в фонды, а вписать свое имя в более серьезный движ!
Активный поиск в гугле сначала привел меня в дистанционный волонтерский лагерь «Кенозерские сказы». Пару недель я транскрибировала аудиозаписи, полученные в ходе фольклорных экспедиций по Архангельской области (здесь пригодился мой опыт в расшифровке интервью).
После лагеря я наткнулась на объявление о том, что Печоро-Илычский заповедник (Республика Коми) ищет волонтеров на проект по кольцеванию птиц. Ознакомилась с информацией об условиях пребывания, сроках, изучила сайт заповедника, его историю, географию, и связалась с представителями заповедника. Приблизительно через я месяц получила от них заветное «Ждем!».
Кстати, после того, как я согласилась ехать в Коми, ответили на мою заявку на Ладожскую орнитологическую станцию, что на территории Нижне-Свирского заповедника. Ничего, я обязательно и туда доеду!
– Как ты готовилась к поездке?
– Несмотря на то, что все было запланировано еще за 2-3 месяца, ситуация с COVID-19 к осени стала усугубляться, и, честно говоря, в глубине души я не была на 100% уверена, что попаду в заповедник. Однако, ура! – все сбылось.
У меня имеется небольшой туристический опыт, поэтому я знаю, что может пригодиться на выезде в различных условиях. Беда в том, что я давно не бывала в походах, поэтому снаряжения с тех времен практически не осталось. Так что основная подготовка вылилась в основном в покупку необходимого снаряжения и одежды (а также провианта, билетов на поезд и самолет, такси, гостиницу). В общем, пришлось основательно вложиться.
Важную роль также сыграли условия размещения конкретно в этом заповеднике: иначе мой рюкзак мог быть оказаться килограммов на 15 тяжелее!
– В мои задачи входил ежедневный, ежечасный обход ловчих сетей. Волонтеры чередовались посменно, причем смена на момент моего прибытия составляла 5 часов, то есть, пять обходов за день.
Маршрут по протяженности небольшой, всего 2 с лишним километра. За день обычно наматывали от 12 до 15 километров. Местность пересеченная: то холмики, то болотце (поэтому ходили преимущественно в резиновых сапогах-броднях), то утоптанная проселочная дорога поселка Якша, идущая вдоль реки Печоры. Идешь себе и идешь, от сети к сети.
Ловчие сети натянуты на вертикальные опоры и имеют несколько горизонтальных кармашков: птица летит, попадает в кармашек, запутывается и ждет, пока очередной волонтер осторожно и бережно выпутает ее, посадит в мешочек и отнесет кольцевателям в кольцевательную.
Там специалист-биолог производит необходимые замеры особи: длина крыла, степень линьки, упитанность. При возможности определяет пол, молодая птица или нет, взвешивает. Затем надевает кольцо с серийным номером ей на лапку (на цевку) и выпускает на волю.
– Что было сложнее всего?
– Не удалось сразу запомнить маршрут и расположение сетей, но после полного первого дня я достаточно неплохо ориентировалась на местности. К выпутыванию птиц я тоже подходила с осторожностью: все-таки существо с твою ладошку кажется очень хрупким, как бы не повредить чего! Если грубо и агрессивно подходить к процессу, то у пернатых это чревато повреждением лапок, вывихом крыльев и прочими существенными проблемами.
Как говорят, теория без практики мертва. Но буквально через пару дней я совершала обходы уже без напарников. Да и возможности такой вскоре не стало: мой приезд и окончание проекта пришлись как раз на начало октября. Волонтеры разъехались, погода портилась – заметно холодало, по ночам случались заморозки. Птиц попадалось все меньше.
– Что тебя радовало больше всего?
– Конечно же, соприкосновение с пернатыми! Когда выпутанная птица оказывается крепко зажатой в ладони, но еще не успела перекочевать в мешочек, в котором она поедет в кольцевательную, можно заметить, как быстро-быстро бьется маленькое сердце.
Как моргают глазки-бусинки. Услышать весь спектр трелей и песен, которыми награждают тебя пернатые в процессе выпутывания. Особенно любят поголосить и «поругаться» большие синицы, те самые, с желтыми грудками.
Наблюдая за птицами, понимаешь, что все виды очень разные по характеру. А какое удовольствие рассматривать, как переливается разными цветами птичье оперение! Совместите это с таежными осенними пейзажами, прогулками на свежем воздухе, общением с остальными обитателями гостевого домика – и вы поймете, о чем я говорю.
– Самая обидная вещь для меня – забытый дома фотоаппарат. Однако даже картинки мобильного качества захватывают дух до сих пор!
Но самые удивительные девайсы для фиксирования воспоминаний – это зрение и память. Я до сих пор помню, как вышла в первый же день, на самый первый обход в 4 утра и только через пару минут стояния на улице осознала, что все вокруг покрыто тонким слоем инея.
Помню невероятные сочетания осенних деревьев повсюду (желто-оранжевых лиственных и зеленых хвойных). Помню, какое быстрое течение у Печоры и как могут замерзнуть руки без перчаток при съемке тайм-лапса на воде. Помню, как в последний день перед отъездом других волонтеров сражались в «Эволюцию», и я, новичок в этой игре, победила. Помню, каким вкусным был суп из чечевицы и домашняя пастила из сливы с грецким орехом.
Для меня эта поездка получилась и про красоту, и про удовольствие, которое получаешь от совместного труда и отдыха с людьми, близкими тебе по духу и интересам. Кстати, с ребятами-волонтерами до сих пор общаемся (Дима, Полина, привет!)
– Будешь ли повторять этот опыт?
– Из заповедника я вернулась уже немного другим человеком, хотя пробыла там всего 10 дней.
Стало понятно, что волонтерство на биологических проектах для меня – нечто большее, чем просто увлечение. Я собираюсь развиваться в этом направлении и дальше.
Сейчас я плотно изучаю тему citizen science, стараясь понять, как обычные люди могут помочь ученым с исследованиями. Конечно, очень интересно пытаться встроить в эту историю и свои профессиональные навыки – работаю над собственным веб-проектом.
Еще я начала сотрудничать с Советом по морским млекопитающим: помогаю готовить грядущую конференцию «Морские млекопитающие Голарктики». Собираюсь выступить там с докладом!
– Что посоветуешь тем, кто тоже захочет поехать в заповедник или заняться чем-то подобным?
Попытайтесь понять, что именно подходит вам (и подходит ли вообще): неспешная работа над проектом, сидя дома – или забуриться куда-то подальше от цивилизации на пару-тройку месяцев.
Рекомендую обратить внимание на ресурс «Люди науки» (https://citizen-science.ru/) – этот проект, появившийся примерно год назад, по сути, агрегирует различные научные и околонаучные инициативы на своём портале, есть из чего выбрать! И не могу не отметить, что ребята пишут интересные статьи в своем журнале, новичкам может пригодиться.
Заходите на сайты заповедников в раздел «Волонтерам», пролистывайте специализированные доски объявлений, следите за эко-проектами и фондами – везде может мелькнуть что-то, что вас обязательно зацепит.
Расскажите, чем конкретно вы можете быть полезны. Если вас приняли, например, в состав участников экспедиции или полевого выезда – поздравляю! Теперь внимательно изучите информацию о том месте, куда вы собираетесь.
Если это заповедник, изучите условия размещения, питания, свои обязанности, как добраться туда-обратно, есть ли связь, минимальные бытовые удобства, населённые пункты, магазины поблизости. Не бойтесь казаться глупыми или неопытными – когда-то все через это проходили.
Конечно же, у вас всегда будет свободное время на личные занятия, на изучение окрестностей, на общение с другими участниками, но все же это вторично.
Автор: Ася Гасымова.
Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!