Международная практическая конференция «Белые ночи фандрайзинга» – это единственная регулярная фандрайзинг-конференция в России. В этом году она пройдет уже в десятый раз. Каждый год здесь встречаются около 300 фандрайзеров, доноров и грантодателей, провайдеров.
Сегодня мы побеседуем с одним из организаторов конференции – Анной Клециной.
- Кто, как вы считаете, работает в благотворительности? Обычные люди или супер-герои, которые утром пьют чай и спасают мир?
- В любой сфере жизни работают, с одной стороны, обычные люди, с другой стороны, особенные. Кто-то работает в полиции, кто-то – в газете. Так и в благотворительности есть люди очень разные. Но в благотворительности может работать не каждый – есть какая-то особая жилка, которая этих людей выделяет. Например, исследования показывают, что у людей, работающих в НКО, в среднем, выше уровень доверия к людям и к миру, а также выше уровень уверенности, что они способны что-то изменить. Может быть это – отличные признаки.- А как в благотворительность пришли именно Вы и что вас здесь удерживает?
- Я пришла в благотворительность, когда училась в университете и писала диплом. Моя научная руководительница работала в женской феминистской некоммерческой организации, а я приходила туда в библиотеку писать свой диплом. Меня тогда поразило (это было в 1993-4 гг.), что бывают такие маленькие, неформальные, с очень демократичным устройством организации, где люди быстро работают на результат безо всяких чинов, где свободно циркулирует информация, что они делают дело, которое отвечает каким-то общественным потребностям. Тогда у меня в картине мира таких организаций просто не было: есть бизнес, есть государственные учреждения, есть наука. Все. Такого не бывает, и вдруг я обнаружила, что есть огромное количество некоммерческих организаций, где мне очень хорошо и которые мне, с точки зрения работы, очень подходят. Мне в таком мире понравилось, и я постепенно начала там работать: сначала как доброволец, потом как постоянный сотрудник.- В какой сфере НКО не хватает образования? Чему благотворительным фондам стоит учиться?
- Сейчас есть такая концепция, согласно которой профессионал (не только в НКО, но и в любой другой сфере) должен всю жизнь чему-то учиться. Мир меняется очень быстро и модель «я получил хорошее образование и всю жизнь им пользуюсь» больше не срабатывает. Мне кажется, что учиться стоит абсолютно всем и постоянно. Тех, кто работает в НКО, можно условно разделить на специалистов и управленцев. Специалисты – это, например, логопеды, социальные педагоги, психологи. Им полезно узнавать свои профессиональные вещи, повышать квалификацию. Кроме того, в НКО есть люди, которые занимаются инфрастуктурными вещами. Людям на управляющих должностях нужно учиться управлению. Тем, кто занимается финансами, стоит узнать о бюджетировании. Пиарщики, проектные менеджеры, фандрайзеры – всем стоит получать знания и учиться, везде есть свои технологии, можно все делать по-умному и эффективно, а можно наощупь и не очень эффективно.- Остро ли в некоммерческом секторе стоит проблема эмоционального выгорания?
- Проблема выгорания стоит остро для многих людей. Если человек живет в большом городе и совмещает работу (в любой сфере) и семью, ему тоже, в какой-то мере, грозит эмоциональное выгорание. Если говорить про НКО, то нужно выделить группу специалистов, работающих с людьми, пережившими насилие, попавших в зону природной катастрофы и столкнувшимися с подобными ситуациями. У этих людей есть свои профессиональные методики и техники профилактики выгорания. Но и остальные сотрудники НКО часто работают в эмоциональных обстоятельствах, в достаточно небольших командах, где все делают все. Здесь важно, чтобы человек брал на себя ответственность в опережающем режиме и соблюдал баланс между разными сферами своей жизни, не давая себе выгорать. Иначе это может превратиться в своеобразную игру: я всех спасаю, а потом падаю пластом. Более зрелая позиция подразумевает, что сотрудник не доводит себя до предела. С другой стороны, ответственность за профилактику выгорания лежит и на организации тоже. Руководство должно создавать такие условия, чтобы сотрудники отдыхали, могли сбросить эмоциональное напряжение. А где-то нужно наладить эффективный способ работы. Если рассуждать, кто работает в некоммерческом секторе, волшебник или профессионал, то бывает по-разному. Чаще всего, когда люди приходят в благотворительность, ими движет энтузиазм, и они некоторое время на этом едут. А потом наступает выбор: или ты сдулся и выпал, или ты остался, но тогда нужно научиться смотреть на свою деятельность более прагматично. Я не говорю о цинизме, нужно наладить свою деятельность максимально эффективно и профессионально, чтобы это работало как отлаженный механизм, а не существовало за счет неких сверхусилий. Энтузиазм тоже должен расходоваться экономно.- Значит ли это, что фондам важно разработать систему профилактики выгорания?
- Я не думаю, что мы можем говорить об одной универсальной системе. Но важно, чтобы некая система мер все же была, организация должна следить за состоянием своих сотрудников. Например, можно применять практику шат-даун (от английского shut-down): организация закрывается на несколько дней и все уходят в коллективные отпуск. При этом организация следит, чтобы даже очень старательные сотрудники не работали. Мы в ЦРНО и в фонде «Добрый город Петербург» в какой-то момент поняли, что когда мы делаем большую акцию или конференцию, то люди неизбежно перегружаются накануне. Мы миримся с перегрузками и ненормированным днем, но настаиваем, чтобы после события люди взяли лишние дни отпуска, и даже когда люди рвутся работать, мы настоятельно рекомендуем им воспользоваться этой возможностью. Так что моя практика показывает, что, с одной стороны, о себе должен заботиться сам сотрудник, и, с другой стороны, организация не должна загонять свою команду и не строить работу по принципу «одну команду выжали – другую набрали». Если есть это двухстороннее соглашение, то люди работают вместе по многу лет.- Чему научились фандрайзеры в России за много лет работы, каких основных ошибок они научились избегать?
- Одна из вещей – это отношение к донору. Донора всегда важно благодарить и делать это уместным путем. С одной стороны, важно соблюдать анонимность (если человек жертвует через интернет), и учитывать, что человеку будет приятно, а что – нет.Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!