И узнайте, как VK Добро меняет жизни людей к лучшему, вместе с вами!
«Я же тебе говорил», «Я так и знал», «Не хочу обидеть, но...» — мы слышим подобные фразы почти ежедневно, слышим, обращенными к нам им самим или к окружающим.
Мы — осознанно или бессознательно — произносим их сами. Обычные, казалось бы, слова, брошенные кому-то мимоходом, шуточные комментарии под постами в соцсетях… Написал и тут же забыл.
На самом деле подобные фразы — проявление пассивной агрессии, с которой мы постоянно сталкиваемся в сети и за ее пределами. Такие слова ранят — нас самих, тех, кто нам дорог, и тех, кого мы вообще можем не знать. Такие слова мешают коммуникации, делая ее иногда вообще невозможной.
Сегодня, 11 ноября, мы в VK и Добре Mail.ru вновь отмечаем День борьбы с кибербуллингом — волнами негатива, «разлитыми» по сети и направленными против одного человека или компании. Мы стремимся объединить тех, для кого любой вид насилия в сети — включая пассивную агрессию — недопустим.
Исследование VK показывает:
Давайте вместе остановим волну агрессии — так легче жить станет нам всем. Для этого давайте разберем главное: что такое пассивная агрессия, как она появляется, и что делать, чтобы, с одной стороны, не проявлять ее самому, а с другой — не поддаться на провокации.
Скажем #неткибербуллингу.
Для начала разберемся, какие они — фразы-«агрессоры», пассивно-агрессивные слова и выражения, и чем их можно заменить.
Такие слова могут обидеть человека и не решить конфликтной ситуации. Лучше подберите корректные слова и объясните, чего именно вы хотите от собеседника. Можно добавить что-то о том, что ему стоит быть внимательнее.
Кажется, вы лукавите и у вас все же что-то случилось. Лучше быть честными с собеседником и прямо сказать, что, как вам кажется, на самом деле произошло.
Звучит так, что на самом деле вы — против. Лучше попробуйте подобрать корректные аргументы и объяснить собеседнику свою точку зрения.
Чувствуется, что вас все же что-то задело. Попробуйте прямо сказать об этом — иначе ваш собеседник может сразу ощутить себя виноватым, закрыться или начать защищаться.
В этих фразах нет особого смысла, они могут лишь усилить чувство вины у вашего собеседника. Лучше скажите: «Давай в будущем будем поступать немного по-другому».
Теперь разберемся, откуда берется пассивная агрессия. На самом деле, многие ведут себя агрессивно вовсе не потому, что хотят навредить или причинить боль другим. Зная истинные причины поведения человека, мы сможем лучше его понимать, а значит, и эффективнее общаться, избегая конфликтов.
При пассивной агрессии человек не хочет брать ответственность за свою личность, поведение, эмоции и, как следствие, коммуникацию. Возможно, его с детства не учили продуктивно разрешать конфликты, сохраняя отношения и уважая границы — свои собственные и окружающих.
Злость, обида, фрустрация, страхи — многие из нас просто не умеют корректно выражать не самые приятные эмоции. Мы не только не знаем, как их отрефлексировать, но даже как корректно их обозначить (порой даже самим себе), чтобы в итоге иметь возможность экологично их проживать.
Если в семье конфликты проходили шумно, с уходами из дома, а иногда и проявлением насилия, то ребенок, вырастая, может бояться любых конфликтов. Он будет стараться избегать их самыми разными способами, делая вид, будто проблем нет, ничего страшного не происходит.
Это может происходить, когда между собеседниками есть иерархия — подчиненный-руководитель, студент-преподаватель, пациент-врач и т. д. В таких ситуациях мы часто просто не знаем, как корректно выражать свои чувства и потому сдерживаем их или не выражаем напрямую.
Если человек с детства приучен к нарушению границ или манипуляциям, он будет использовать такие же методы коммуникации и с другими.
Внутренняя потребность оставаться «хорошим» в любой ситуации вынуждает человека скрывать «плохие» эмоции и под видом «причинения добра» выражать накопившийся негатив в формате скрытой пассивной агрессии.
А теперь разберемся с тем, как быть, когда встречаешь пассивную агрессию? Что делать, когда ее проявляет близкий человек? А если агрессия направлена не на меня лично, но мне все равно больно? Ищем ответы вместе с психологами программы Травли.net.
Проследите, какой эмоциональный след оставляет у вас комментарий — позитивный или болезненный. Обратите внимание, готов ли автор комментария услышать обратную связь, способен ли признать, что был агрессивен, и изменить форму коммуникации.
Честно расскажите собеседнику о том, что чувствуете. Объясните, что его комментарии вас не поддерживают, а наоборот вызывают негативные эмоции. Проговорите, чего ждете от человека и какой хотели бы видеть заботу с его стороны.
Скажите собеседнику прямо, что на самом деле стремились позаботиться о нем и не хотели обижать. Объясните, почему повели себя пассивно-агрессивно. Постарайтесь выразить накопившиеся эмоции иначе. Попробуйте вместе обсудить ситуацию, чтобы найти выход, который устроит обоих.
Поговорите с человеком наедине, поделитесь чувствами и расспросите, почему он использует именно такие выражения. Если он готов к обсуждению и не хотел причинить кому-то боль, подскажите, как в будущем более корректно выражать свои мысли.
Честно напишите, что слова участника чата были вам неприятны, выглядели, как агрессивный комментарий, поданный в виде совета или пожелания. Уточните, какой реакции на самом деле ждет автор. И, исходя из ответов, продолжайте вместе решать проблему либо — если разговор зашел в тупик — игнорируйте дальнейшее обсуждение.
Высказывайте свое мнение, если это уместно, и если говорите с реальными пользователями, а не с троллями. Помните про границы (свои и чужие). Отправляйте в бан особенно неприятных пользователей. Старайтесь относиться к обсуждениям с юмором. Жалуйтесь модераторам сообществ.
Давайте вместе скажем #неткибербуллингу! Давайте бережнее относиться друг к другу и рассказывать о кибербуллинге в соцсетях.
Пусть волна в сети и за ее пределами остановится.