Три года назад Анна и Павел стали родителями пятерых детей. Супруги приняли в семью сразу трех малышей, при этом у них самих к этому моменту было уже двое своих ребят.
Но после обучения в школе приемных родителей мы знали, что дети часто попадают в приюты и дома ребенка вместе с братьями и сестрами, и разделять их ни по закону, ни по-человечески не годится. Вот мы и оставили заявку на двух детей дошкольного возраста».
Дальше все развивалось, как детектив: буквально на следующий день из опеки позвонили и сказали, что дают нам разрешение взять трех детей в приемную семью. Двое братьев и сестренка были в тот момент в больнице, их тогда только что забрали из дома в связи с угрозой жизни.
В опеке сообщили, что дети очень друг к другу привязаны, но по закону их придется разделить: старшему мальчику 3,5 года, младшему месяц назад исполнилось 2 года, а девочке всего 11 месяцев. Значит, их распределят в разные учреждения.
Их кровному старшему сыну на тот момент было 10 лет, а дочке – чуть больше 2 лет. «Первый год-полтора я помню с трудом, самым важным было наладить быт. Когда в доме 3 ребенка в памперсах и 4 дошкольника, то просто всех накормить, полечить, погулять, почитать – уже почти подвиг», – признается Анна.
К концу второго года и дети, и родители освоились: младшие приемные легко встроились в семью, а вот старшему из троих оказалось сложнее всех. Видимо, в прежней семье он уже в свои 3-4 года играл роль взрослого.
Например, он никогда не садился за стол, не убедившись, что у брата с сестрой есть еда, следил, чтобы никто не плакал, утешал, но сам никогда не обращался за утешением. Не радовался подаркам, не хотел ласки.
Родители уже думали, что им не достучаться до старшего приемного сына, что близкие отношения с этим закрытым мальчиком у них никогда не сложатся. Но оказалось, все поправимо.
Анна стала проводить полдня только вдвоем с этим «сложным» ребенком: когда детей пятеро, уделять кому-то так много персонального внимания в обычной жизни не просто. На занятиях группы у мамы с сыном было это время.
Кроме того, дома не получается целых два часа подряд говорить только о том, кто что любит, играть в сказки, болтать и рисовать. В том числе этим они занимались в группе поддержки.
А пример других пар мама-ребенок и совместные упражнения на доверие и привязанность помогали Анне с сыном пробовать снова и снова, не сдаваться.
«Конечно, мы никогда не думали о возврате сына в систему, но всерьез опасались, что если нам не удастся до школы построить с ним надежную связь, то нас будут ждать трудности и в школе с обучением, и в подростковом возрасте.
Даже сейчас мы от них не застрахованы, но у нас с мужем стало больше надежды, что раз сын научился идти со своими горестями и сложностями к нам, то и дальше это ему будет удаваться», – отметила Анна.
«Связующая нить» – тренинг укрепления детско-родительских отношений, организованный Институтом развития семейного устройства, который основала в 2012 году психолог Людмила Петрановская.
При ИРСУ есть школа приемных родителей, выпускники которой уже приняли в семьи несколько сотен детей. Если становится сложно, семьи обращаются за помощью сюда.
Под руководством психологов мамы или папы сами взаимодействуют с детьми в безопасной и веселой атмосфере. В группе 6-7 пар «родитель+ребенок» и двое ведущих, а цикл занятий состоит из 10 встреч. Таких групп не очень много даже в Москве, а польза от них очевидна и уже доказана опытом.
Сейчас Институт развития семейного устройства собирает 350 000 рублей, чтобы провести очередную группу. Деньги пойдут на зарплаты ведущих и расходные материалы.
Нужна ваша помощь
ЕщеЛюбите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!И узнайте, как VK Добро меняет жизни людей к лучшему, вместе с вами!