Обычная серая панелька в спальном районе Новосибирска, обычный подъезд и обычная двухкомнатная квартира. Мама Ира стоит на большой кухне и наливает чай – 9 кружек и большой термопод.
«Я недавно стою, чайной ложкой насыпаю сахар в бокалы. В каждый по три. И тут ловлю себя на мысли, а зачем же я столько работы лишней делаю, можно же насыпать по одной столовой!» – говорит она и смеется.
У Ирины 9 детей, 8 из них – приемные. Вова, Витя, Илона, Ира, Каринэ и Слава – школьники. Для Ирины – это непросто, сразу 7 подростков, которым нужно помогать с уроками, разбираться с их школьными трудностями, поддерживать и мотивировать их.
Школа в приемных семьях – особая проблема. Часто дети, которые пережили расставание с родителями и страшный период жизни в детском доме, отстают от образовательной программы, получают плохие отметки и не могут найти общий язык с одноклассниками.
И дело не в том, что эти ребята какие-то плохие или глупые, дело в том, что они просто не чувствуют себя в безопасности, а значит, на психологическом уровне боятся познавать и изучать окружающий их мир.
«Мама очень сильно болела. У нее рак желудка был. 5 лет назад ее не стало. Тогда мне было 11 лет. Мне очень тяжело без мамы. Хотя уже много времени прошло», – говорит Вова. Ему 16 лет, он взрослый и красивый парень.
Вова не умел читать и писать, когда появился в семье Ирины. Пока болела мама, думать о школе было некогда.
Дети, которых мы видим в учреждениях или приемных семьях, долгое время пропускали школу: не в чем было идти, никто не будил по утрам и не помогал делать уроки.
Отсюда огромное количество проблем: нежелание учиться, неумение общаться в коллективе, проблема с дисциплиной и самодисциплиной. Логично, что когда такие дети начинают ходить в школу, появляется много дополнительных проблем.
В 11 лет Вова пошел в первый класс общеобразовательной школы. Среди одноклассников он был самым высоким и взрослым. Сначала все шло неплохо, но через три года парень стал сильно отличаться от сверстников, его перестали принимать в классе. Тогда Ирина перевела его в вечернюю школу.
«Нам повезло, в школе ко всем детям относятся хорошо. С ними занимаются, программу осваивают, но процесс очень медленный. А у ребят возраст, наверстывать нужно много всего», – говорит Ирина.
В 2018 году в проект «Вместе с семьей» фонд «Солнечный Город» начал привлекать профессиональных репетиторов. Они помогают детям из приемных и опекунских семей осваивать школьную программу и «подтягивать» оценки. Для семьи Ирины это направление работы фонда – отличная поддержка.
Вова ходит на дополнительные занятия к репетитору по английскому языку, с этим предметом у мальчика пока не складываются отношения, а получить аттестат надо.
«Я не переживаю, что что-то может не получится. Занимаюсь с репетиторами. Скоро вот урок по английскому. Уже месяц хожу. Трудный язык, конечно. Мне турецкий больше нравится. Я его тоже изучаю», – говорит Вова.
«Мне Вова сказал, что хочет турецкий учить. Я ему говорю: мол, сам на курсы зарабатывай. В шутку сказала. А он летом пошел листовки раздавать, и вот теперь сам оплачивает занятия».
Вова мечтает хорошо выучить иностранные языки и поехать учиться в медицинский колледж в Турцию. Сейчас он окончил программу начальной школы, перешел в 5 класс. Чтобы стать медиком, ему необходимо догнать сверстников. Это нелегко. Ему приходится очень много заниматься. Каждый год он должен заканчивать сразу по 2 класса. Без помощи репетиторов ему не обойтись.
«Я недавно сижу дома, мне звонит Илона и говорит: «Мам, а мы картошку на зиму купили?» Я опешила, говорю: «Илона, а что такое?» А она мне: «Мам, тут рядом с домом недорого продают». И это в 13 лет!
Я в ее возрасте вообще о таких вещах не думала, но она видит, что мне сейчас непросто, и старается помогать. А мне хочется, чтобы она еще ребенком побыла», – рассказывает Ирина.
Илона – родная дочь Ирины, темноволосая, невысокая девочка. Она разводит дома эксклюзивных больших улиток (в ее коллекции есть альбиносы и жемчужные особи).
Сейчас с учебой у девочки нет проблем, она получает хорошие оценки и участвует во всех школьных мероприятиях. «А вот когда мы только переехали в новый район и пошли в новую школу, Илоне было трудно. В старом классе она была главной. А сюда пришла, тут своих хватает», – говорит Ирина.
Еще одна большая проблема приемных семей – отношение окружающих к детям. Им часто не доверяют сверстники, родители одноклассников, учителя.
И случается, что в один момент подросток из детского дома или приемной семьи становится «самым виноватым»: например, если в школе случилось неприятное происшествие, первым делом проверяют этих детей.
В это же самое время ребенок, который только-только начал адаптироваться к новым условиям жизни, испытывает дополнительный стресс, еще больше закрывается в себе и окончательно теряет интерес к школе и обучению.
«Но ничего, мы постепенно пережили и этот этап. Сейчас у Илоны много друзей среди одноклассников», – говорит Ирина.
Илона строго смотрит на младших братьев. Одиссей единственный не стесняется камеры, позирует, просит сфотографировать его на диване, рядом с диваном и даже под диваном. За эти пару минут он еще успел сделать кувырок и даже станцевать под песню собственного исполнения «Эм пам бо мамба Италия».
«У вас всегда так весело?» – спрашиваю я.
Она важно, по-взрослому отвечает: «Это еще ничего!»
Муж Ирины – цыган, вместе они 25 лет. За это время Ирина перестала быть «гаджо» (чужой, русской) в семье мужа. Она уважает традиции народа, ценит людей, которые ее окружают. А детей, которые неожиданно стали ей родными, мама старается не отрывать от цыганской культуры.
«Другое дело – образование. У цыган не придают этому значения, не у всех, конечно, – оговаривается Ирина. – Есть образованные семьи, но в большинстве дети ходят только в начальную школу, или не ходят вовсе».
Ира, Каринэ и Слава, несмотря на школьный возраст, пошли в первый класс только в этом году, когда попали в семью к Ирине.
Они по-русски плохо говорили, читать-писать тоже не умели. Пошли вот все в первый класс. Там дети уже все могут. А к нашим другой подход нужен, более глубокий, учить все нужно с самых-самых азов: звуки, буквы, цифры».
Потянуть оплату репетиторов сразу для всех детей Ирине не под силу. Слишком дорого. Одно занятие в среднем стоит 500 рублей, а когда детей 6, и к каждому из них нужен особый подход и своя учебная программа – сумма получается совсем неподъемной.
Когда в фонде появилось новое направление помощи приемным семьям, Ира, Каринэ и Слава начали заниматься по дополнительной программе:
«Они сначала не хотели к репетиторам: боялись и стеснялись одновременно. На первом занятии были осторожными, а на второе уже пошли с удовольствием. С ними занимаются очень тщательно, начали с азов: звуки, произношение, буквы, – говорит Ирина.
Им, конечно, сложно. И школа для них – новый мир. Они как-то мне говорят: «Ну, кто придумал эту школу». А я недолго думая, говорю – «Ленин». А потом проезжаем мимо памятника, они кричат с заднего сидения: «Так вот он какой, этот Ленин!»
Больше всего Ирина мечтает о том, чтобы у детей было хорошее будущее: образование, профессия, семья. Для этого им всем надо хотя бы закончить школу.
«Мы точно знаем, что в приемных семьях учеба очень часто становится камнем преткновения. Чем больше двоек, тем выше вероятность конфликтов с учителями, плохого поведения, ухудшения отношений с родителями», – говорят представители фонда «Солнечный Город».
С сентября 2018 года фонд оплачивает работу репетиторов для 35 ребят из приемных и опекунских семей. 148 750 рублей необходимо ежемесячно, чтобы занятия проходили эффективно и регулярно.
Фонд «Солнечный Город» собирает 446 250 рублей, чтобы оплатить работу репетиторов для 35 ребят из приемных и опекунских семей.
Давайте поддержим приемных мальчишек и девчонок, чтобы и их родителям, и им самим было проще пережить учебный год, чтобы дети смогли успешно учиться и спокойно перейти в следующий класс.
Нужна ваша помощь
ЕщёПоможем победить рак Радиме и другим детям
Помогаем купить медицинское оборудование в республиканскую больницу в Грозном.У Никиты есть шанс дышать свободно
Помогаем оплатить аренду жилья рядом с клиникой для парня, который ждёт трансплантацию.Курск, Белгород: поможем вынужденным переселенцам
Помогаем купить продукты и предметы первой необходимости для людей, вынужденно покинувших дом.Поддержка и забота для бабушки Наташи
Помогаем купить продукты пожилым и людям с инвалидностью.Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!