«Помню, однажды на занятиях с детьми мы разбирали книжку «Фабрика слов». Сказочный сюжет был такой: в мире нужно сначала съесть буквы, чтобы сказать слова. Уже секунд через 10 один ребенок начал писать буквы на бумажках, класть их в рот и жевать. В тот момент мне стало и тревожно, и смешно одновременно. Эта история, мне кажется, очень точно описывает ребят, которые ходят на занятия».
Это Паша Азыркин, ведущий детских занятий в фонде «Шалаш». Уже пять лет специалисты фонда профессионально работают с трудностями поведения и помогают детям, родителям и учителям справляться с любыми проявлениями агрессии и нежеланием следовать правилам.
«До того, как я узнал про «Шалаш», я был в программе «Учитель для России», а после нее пошел работать в школу. Там учились замотивированные на занятия дети, и я как-то понял, что в моей работе мне не хватает смысла, – рассказывает Паша.
То, что мы делаем в «Шалаше», – для меня, с одной стороны, вызов, потому что работать с трудным поведением непросто. А с другой стороны, это огромное удовольствие – от общения и от результатов, которых мы достигаем вместе с детьми.
А еще это двусторонний процесс: не только я помогаю детям учиться, но и они учат меня. Мне кажется, они научили меня быть более открытым и «живым».
Сначала занятия в «Шалаше» проводили только для ребят из приемных семей. Дело в том, что после жизни в детдоме мальчикам и девочкам не хватает навыков общения, они не умеют разрешать конфликты, выражать эмоции, не понимают, что такое свое, а что – чужое. А главное, у ребят из детдомов практически нет опыта общения с надежными близкими людьми – самым важным, по сути, что нужно ребенку в жизни.
Рядом с детьми в интернатах нет тех, кто выполняет обещания, берет на себя ответственность, поддерживает и показывает, как себя вести.
Впрочем, в процессе работы специалисты поняли: помощь нужна не только ребятам, имеющим опыт жизни в детских домах. Ежегодно около 9 миллионов детей от 7 до 18 лет в России находятся в зоне риска проявления трудного поведения.
Это дети из благополучных и неблагополучных семей, приемные и кровные, девочки и мальчики, малыши и подростки – все они могут вести себя агрессивно, кричать, драться, могут что-то украсть, попасть в зависимость, заниматься самоповреждением, думать о самоубийстве или стать жертвой травли.
Когда команда фонда столкнулась с проявлениями трудного поведения на занятиях и стала искать готовые решения, выяснилось: системно в России эту проблему не решают.
У родителей часто нет своих сил или не хватает навыков, чтобы с этим работать, учителя не всегда считают это своей ответственностью и тоже не знают, как с этим работать.
Если ребенок в классе или где-то еще проявляет трудное поведение – родители других детей сразу требуют избавиться от него или сдать в комиссию по делам несовершеннолетних. Но никто не учит ребенка, как можно вести себя иначе.
В результате ребенок остается один на один со своими трудностями, и если он попадает в коррекционные школы или колонию, у него практически нет шансов вернуться назад.
Фонд «Шалаш» работает для того, чтобы как можно меньше детей оказывались в такой ситуации, чтобы учителя и родители знали, что можно сделать с трудным поведением и чтобы рядом с каждым ребенком в России был хотя бы один взрослый, который может ему помочь. Команда «Шалаша» верит: проблема трудного поведения решаема. Причем, решать ее можно системно.
Для этого специалисты фонда обучают учителей по всей России на вебинарах и специальных курсах, распространяют знание о проблеме, проводят исследования и создают педагогические методики, обучают несколько десятков ведущих и волонтеров ежегодно.
«И, конечно, мы в «Шалаше» проводим занятия для детей. Эти тренинги способствуют развитию у ребят креативности, эмоционального интеллекта и критического мышления, – говорит Павел Азыркин. – Я не перестаю удивляться тому, какие интересные и свежие мысли и решения выдают дети, когда мы создаем для них подходящую среду на занятиях».
Чтобы проекты «Шалаша» продолжались, фонд собирает 200 000 рублей. Деньги необходимы на оплату работы ведущих в детских проектах фонда.
Трудное поведение – не единичная история, а массовая проблема, с которой сталкиваются в каждом классе каждой школы. Давайте сделаем там, чтобы дети в России узнали, как можно справляться со своими эмоциями, исследовать мир вокруг, а учителя получили инструменты, которые смогут помочь в достижении этой цели.
В «Шалаше» уверены: не бывает трудных детей, бывают дети, которым трудно. Давайте им поможем!
Нужна ваша помощь
ЕщёЗдоровые зубы для Димы и других солнечных ребят
Помогаем оплатить лечение у стоматологов для детей с синдромом Дауна.Курс на долголетие для Елены и других пожилых людей
Помогаем оборудовать зал лечебной физкультуры для бабушек и дедушек.Серёга и компания: накормим 650 собак в приюте
Помогаем купить крупу, чтобы готовить хвостикам вкусную кашу.Вдохнём в старинный храм новую жизнь
Помогаем спасти от разрушения уникальный храм, построенный в середине 19-го века.Любите добро, как любим его мы?
Подпишитесь на нашу рассылку и меняйте мир вместе с нами!Кому-то нужна помощь?
Расскажите о «Маяке». Этот сервис для поиска проверенных фондов, которые могут помочь!